Яндекс.Метрика
  • Оливия Ланкастер

Светлана Лаврецова: «Одна из наших задач – открыть нового Островского»

Театр юных зрителей имени А.А. Брянцева завершил юбилейный, сотый, сезон. О том, как ТЮЗ отметил столетие и какие у него теперь планы, «Петербургскому дневнику» рассказала его директор Светлана Лаврецова
Фото: tyuz-spb.ru

– Светлана Васильевна, ну вот и завершился сотый сезон. Как вы его оцениваете? С какими чувствами провожаете?

– Я считаю, что наш юбилейный сезон прошел на самом высоком профессиональном уровне. Он объединил сразу три красивые даты. Век исполнился самому театру. Столько же отметил наш фирменный спектакль «Конек-Горбунок», которым в 1922 году открылся ТЮЗ, а в мае состоялось шестидесятилетие нашего прекрасного здания.

Мы долго и тщательно готовились ко всем торжествам, и у нас получилось воплотить в жизнь все задуманное. Поэтому весь коллектив испытывает ощущение радости и счастья от того, что юбилей удался! Скоро труппа выйдет из отпуска, в театре начнутся репетиции и подготовка к грядущим премьерам. В сентябре мы будем готовы снова удивлять наших любимых зрителей.

– Расскажите о самых ярких мероприятиях юбилейного сезона.

– Прежде всего это наши премьеры. «Антигона», поставленная болгарским режиссером с мировым именем Александром Морфовым, «Иванов» талантливого Дениса Хусниярова, комедия положений «Лжец» известного итальянского постановщика Феруччо Меризи, «Время и место» – режиссерская работа актера ТЮЗа Андрея Слепухина и «Счастливый неудачник» молодого, но уже отмеченного большим количеством театральных наград Ивана Пачина. Все спектакли заметные, интересные, не похожие друг на друга. Судя по отзывам, каждая из премьер нашла отклик в зрительских сердцах. Ярко прозвучали в этом году и наши театральные фестивали.

– К международным Брянцевскому фестивалю и «Радуге» в юбилейном сезоне добавился еще один?

– Да, это наш новый межрегиональный детский театральный фестиваль «Б’ART’O», который был создан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Мы его придумали и создали для того, чтобы открыть новые имена в современной детской драматургии и найти новые пьесы для постановки на сценах детских театров. Еще одно предназначение «Б’ART’O» – пробуждение у ребят интереса к поэтическому жанру. Для этого на Малой сцене мы показывали спектакли детских театров России, поставленные по стихам Агнии Барто и других детских поэтов.

– Многие театры живут вообще без фестивалей, а вы не только поддерживаете на высоком уровне уже существующие проекты, но и придумываете новые. Зачем вам это надо?

– Наверное, можно жить спокойной, размеренной жизнью. Многие театры так и делают – выпускают премьеры, выезжают на гастроли, поздравляют своих юбиляров. Но наш театр особенный. Мы никогда не стоим на месте, нам постоянно надо делать что-то новое, интересное – такое, чего нет у других.

Фестиваль – это ведь не просто показ спектаклей, которые привезли наши коллеги, в первую очередь это внутренний диалог, который ведут между собой театры, стремящиеся к развитию. С помощью фестивалей мы имеем возможность общаться с коллегами из других городов и стран, делиться с ними тем, чем мы живем, вместе обсуждать какие-то насущные вопросы, учиться друг у друга. Фестиваль – это некий сгусток творческой энергии, который надолго заряжает людей и навсегда остается в их памяти. А еще это яркие, запоминающиеся встречи, ведь на фестивали приезжают именитые режиссеры, актеры, авторы. У зрителей появляется возможность с ними пообщаться, примкнуть к чему-то великому. Но самое главное – фестиваль дает толчок к развитию театра.

– Как вам удалось провести международный фестиваль «Радуга», несмотря на непростую политическую ситуацию в мире?

– Это было непросто, пришлось постараться. К счастью, все получилось. «Радуга» в этом году была чрезвычайно насыщенной и традиционно привлекающей внимание зрителей. Свои лучшие постановки привезли театры из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Стамбула и других городов.

Квинтэссенцией фестиваля стал творческий вечер молодого, но уже очень популярного не только у себя на родине, но и в нашей стране сербского актера театра и кино Милоша Биковича. Это было невероятно! Милош – не только талантливый актер, он еще и потрясающий, обаятельный человек. Зрители принимали его очень тепло и долго не отпускали со сцены. Это как раз хороший пример того, для чего мы продолжаем делать наши фестивали, – творческий вечер Биковича стал заметным событием в культурной жизни Петербурга.

Фото: tyuz-spb.ru

– Вы сказали, что фестиваль «Б’ART’O» призван найти новых авторов детских драматургических произведений. А нужны ли зрителям новые взрослые драматурги? И реально ли в наше время найти новые таланты уровня, например, Островского?

– Я в этом уверена. Мы находимся в постоянном поиске одаренных авторов. Ведь и сам Александр Николаевич Островский в свое время был чьим-то современником, и к нему было разное отношение. Это сейчас он классик, а когда-то находились критики, которые его ругали. Время все расставило по своим местам. Прелесть Островского в том, что он невероятно современен в наши дни. Александр Николаевич был хорошим психологом, знатоком человеческих душ. Он также прекрасно знал законы театра, что помогало ему писать пьесы, вошедшие в сокровищницу мировой драматургии. Островский умел улавливать и отражать на бумаге суть простых вещей и явлений с такой тонкостью и юмором, что нам, спустя почти 200 лет, действительно интересно смотреть спектакли, поставленные по его произведениям. Вот найти такого нового Островского, открыть его – это тоже наша задача.

– Где труппа побывала на гастролях в юбилейном сезоне?

– Осенью 2021 года наш театр принял участие в федеральной программе «Большие гастроли», в рамках которой лучшие постановки театра увидели зрители Уфы и Йошкар-Олы. В конце февраля – начале марта 2022 года состоялись гастроли за рубежом: в свой прощальный тур отправился спектакль «Бешеные деньги». Он был с большим успехом показан в столице Сербии Белграде и городах Черногории Герцег-Нови, Бар, Тиват и Котор. Принимали нас просто потрясающе! После спектакля к актерам подходили наши соотечественники, работающие в Сербии, и сербы, знающие русский язык. Говорили о любви к русской классике, о современности пьесы Александра Островского, о замечательной постановке, понятной даже без перевода, восторгались талантливыми актерскими работами и костюмами невероятной красоты.

– Официальный день рождения ТЮЗа имени А.А. Брянцева – 23 февраля, но я знаю, что отмечать юбилей начали раньше.

– Да, торжества стартовали 14 февраля, в день рождения легендарного Делегатского собрания – своеобразного детского парламента, зрительского актива театра, появившегося еще в 1924 году. Он состоял из учащихся ленинградских школ и просуществовал более 70 лет. На встречу пришли делегаты разных лет, которые выросли на спектаклях нашего театра и навсегда остались его преданными поклонниками. Мероприятие прошло в неформальной, теплой обстановке, оно было наполнено ностальгическими воспоминаниями о прекрасном, знаковом для каждого делегата периоде жизни, связанном с ТЮЗом советских лет. В этот же день в зрительском фойе театра установили памятную доску в честь легендарного режиссера Зиновия Яковлевича Корогодского.

– А что происходило непосредственно в сам день рождения театра?

– 23 февраля на Большой сцене прошел спектакль «Конек-Горбунок», по окончании которого всех зрителей ждал сюрприз. По задумке режиссера обновленной версии постановки Владимира Тодорова, на поклоны вышли актеры, которые в разные годы играли в ТЮЗе и принимали участие в «Коньке-Горбунке».

Еще один подарок зрителям появился на площади перед театром. Там торжественно открыли скульптурное изображение главного героя сказки Петра Ершова – Ивана и его верного товарища Конька-Горбунка работы зодчего Григория Потоцкого. Кстати, это уже второе произведение Григория Викторовича, установленное у нашего театра. В день открытия сотого сезона, 4 сентября 2021 года, рядом с ТЮЗом распустился его бронзовый Одуванчик – символ добра.

24 февраля в честь нашего 100-летнего юбилея в Петропавловской крепости прогремел полуденный выстрел, который произвела народная артистка России Ирина Леонидовна Соколова.

А вечером на сцене был представлен специально созданный к юбилейной дате спектакль-концерт «Планета ТЮЗ» – яркое поэтическое представление, посвященное истории театра с момента его основания до наших дней. В нем были заняты наши звезды – народные артисты России Ирина Соколова и Валерий Дьяченко, заслуженные артисты России Сергей Шелгунов, Сергей Жукович, Сергей Надпорожский и молодые актеры театра. Перед показом спектакля «Планета ТЮЗ» состоялась торжественная закладка сейфа с посланием потомкам в 2072 год! Письмо им написали нынешние сотрудники театра, чтобы через 50 лет их преемники смогли узнать, чем жил, чем гордился, к чему стремился замечательный театр, всегда устремленный в будущее, обращенный к «племени молодому, незнакомому» в год своего столетия.

– Всем известно, насколько трепетно и неформально коллектив театра относится к своим зрителям. Эту тонкую, но прочную связь можно проследить, например, через конкурс «Театр – глазами детей», который вы проводите ежегодно. Как он проходил в юбилейном году?

– Мы счастливы, что наши спектакли не только приносят юным зрителям большое удовольствие, но и пробуждают в них творческое начало. Посмотрев постановку, они выражают свои впечатления на холсте или мастерят поделку. Все работы участвуют в конкурсе, членами жюри которого также являются наши артисты. Они очень внимательны к каждой работе, и те, которые признаются ими самыми удачными, украшают зрительское фойе театра на протяжении года.

В этом юбилейном году победителей конкурса наградил лично именитый театральный художник Семен Пастух. Если честно, я каждый раз поражаюсь тому, насколько талантливы наши юные зрители. Их творческие работы выполнены на очень высоком художественном уровне. Не удивлюсь, если кто-то из ребят через несколько лет придет работать к нам в театр в качестве художника или бутафора.

– Впереди новый, 101-й сезон. Что вы готовите для любимых зрителей?

– Мы уже начали и после отпуска продолжим репетиции сразу нескольких постановок, которые обещают стать яркими театральными событиями, а главное – абсолютно разными. Первой и главной премьерой 101-го сезона, которую зрители увидят 16 сентября, станет спектакль «Вечера с Петром Великим» по роману Даниила Гранина. Право и благословление на этот спектакль, посвященный 350-летию Петра Первого, мы получили лично от дочери писателя – Марины Граниной. Для нас это большая честь и одновременно огромная ответственность. Роман Гранина невероятно мощный, объемный, ведь писатель трудился над ним целых 20 лет! Уникальность произведения в том, что Гранин попытался создать образ не только Петра-императора, но и Петра-человека. А ведь это то, что интересно всем: каким в жизни был выдающийся реформатор? Что его волновало, что он чувствовал, чем жил?

Над спектаклем работает очень талантливый молодой режиссер, лауреат премии имени Е. Евстигнеева Владимир Кузнецов, который, прочитав роман, буквально «заболел» этим материалом и предлагает интересные новые формы сценического воплощения. Его идеи отзываются в сердцах актеров, занятых в этой постановке, и работа идет в едином высоком творческом порыве. Я лично с нетерпением жду эту премьеру.

– Какие еще сюрпризы нас ждут в ТЮЗе в 2022-2023 годах?

– Вторая премьера нового сезона состоится уже 17 сентября. Детей и их родителей ждет встреча с очаровательными героями произведений Свена Нурдквиста в спектакле «Новые приключения Петсона и Финдуса» режиссера Василия Сазонова. Первая часть спектакля о маленьком котенке и его хозяине с большим успехом идет в нашем театре уже почти два года, поэтому мы и задумали продолжение. А 30 октября известный постановщик, многократный лауреат премии «Золотая маска» Алексей Франдетти представит мюзикл «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца на музыку Геннадия Гладкова. Это будет яркая, красочная постановка, в которой, кроме звезд ТЮЗа – Анны Слынько, Дмитрия Ткаченко, Анны Мигицко, Ольги Карленко, Марии Хрущевой, Алексея Титкова и других, будут заняты и приглашенные известные вокалисты.

Также в новом театральном сезоне мы планируем выпустить ряд громких премьер от молодых, но уже зарекомендовавших себя режиссеров Ивана Орлова, Георгия Цнобиладзе, Тимура Кулова, Михаила Лебедева, Василия Сазонова и других. Поэтому наш новый сезон будет традиционно наполнен яркими событиями, проектами и фестивалями, приглашаем всех в ТЮЗ!


– В чем, на ваш взгляд, секрет невероятной популярности ТЮЗа у петербуржцев и гостей нашего города?

– Думаю, дело в том, что, невзирая на свой солидный возраст, наш театр продолжает быть удивительно молодым и прогрессивным. ТЮЗ всегда готов к разным предложениям и экспериментам. Мы приглашаем к сотрудничеству самых разных режиссеров – новаторов и приверженцев традиционных форм, экспериментаторов и адептов классики, молодых талантливых выпускников режиссерских школ и умудренных опытом мастеров сцены. Зерна их оригинальных идей попадают в благодатную почву – артисты нашего театра отличаются открытостью ко всему инновационному, готовностью к экспериментам, способностью полностью отдаться творческому процессу. Это позволяет нашей труппе делать свою работу на самом высоком профессиональном уровне, создавая спектакли, которые становятся настоящими театральными хитами.

Закрыть