Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Алексей Карабанов: «Что играть «для кораблей» – это был вопрос...»

В Петербурге прошел Главный военно-морской парад. Как зарождалась его музыкальная часть, «Петербургскому дневнику» рассказал музыкальный руководитель первого парада, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России Алексей Карабанов

– Алексей Алексеевич, у вас большой опыт участия в военно-морских парадах. Расскажите, с чего все начиналось?

– Так получилось, что свою творческую деятельность я начал именно с парада. После окончания военно-дирижерского факультета Московской консерватории я был назначен дирижером в Адмиралтейство, тогда это было Военно-морское училище имени Дзержинского. И уже в конце июля принял участие в военно-морском параде.

Начиная с 1985 года, мне посчастливилось участвовать во всех парадах Военно-морского флота на Неве. В советское время это были грандиозные праздники, собиравшие на набережных несчетное количество зрителей. Так что практический опыт и традиции этого действа я впитал с лейтенантских времен.

К сожалению, в 2000-е годы эта традиция стала постепенно затухать. Второе дыхание праздник приобрел в 2015 и 2016 годах, когда Верховный главнокомандующий принял участие в параде кораблей в Балтийске и в Петербурге. Но эти парады все еще проводились по старой советской статической схеме: корабли стоят на рейде и только катер командующего обходит парадный строй. Соответственно, музыкальная часть таких парадов была невелика и ограничивалась исключительно уставным регламентом.

– И когда все поменялось?

– Идея проведения Главного военно-морского парада возникла под Новый год, в конце декабря 2016 года. Вначале задумывался большой военно-морской фестиваль, в котором существенное место отводилось военно-морским оркестрам, в том числе и зарубежным. Постепенно задуманный фестиваль трансформировался в большой парад, с сухопутной частью, прохождением военных кораблей по Неве и Кронштадтскому рейду, пролетом авиации и в заключение – выступлением военно-морских оркестров. Задача колоссальная.

Этот парад был очень сложным потому, что была поставлена сложнейшая техническая задача – прохождение кораблей по Неве, и потому, что все решалось в первый раз. Было много разных идей. Например, коллеги из Москвы, которые проводят парад на Красной площади, предлагали сделать его по аналогии со столичным. Моряки выдвигали свои идеи. Поэтому какие-то варианты отвергались уже в ходе репетиций, появлялись новые. Это была трудная и нервная работа.

Наш сводный оркестр, который состоял из нескольких коллективов, насчитывал 120 музыкантов. Все высококлассные, хорошо подготовленные исполнители. Сложность состояла в том, что Сенатская площадь очень узкая в глубину и большая в ширину, что затрудняло управление оркестром.

– А тот факт, что рядом Нева, как-то сказывался на живом звучании оркестра?

– Конечно, это играло свою роль. Дело в том, что Сенатская набережная существенно отличается от Дворцовой или Красной площади – там практически нет акустики. Нет зданий, от которых отражается звук. С одной стороны – вода, которая, казалось бы, хорошо отражает звук, но, увы, не в ту сторону. Он хорошо слышен по Неве, но на самой площади его не так много. С другой стороны – парк, трава и огромное открытое пространство, в которое звук тоже уходит. Музыканты же всегда любят, когда есть ощущение звукового ответа. Тогда оркестр звучит более полно и насыщенно. А здесь довольно сухая акустика, все улетает в разные стороны. И это требует особого, более четкого отношения к звуку, чтобы он звучал красиво и полно.

– Вы были первым музыкальным руководителем первого Главного военно-морского парада в 2017 году. Расскажите, как это было.

– Перед нами была поставлена задача – обеспечить традиционный парадный музыкальный ряд, включающий встречные марши и государственный гимн, и подготовить музыкальное сопровождение для прохода кораблей по Неве и Кронштадтскому рейду.

Авиационная часть трудностей не составляла – это неотъемлемая часть парадов Победы. Мы ее просто позаимствовали. А вот что играть «для кораблей» – это был вопрос. К счастью, меня в нем никто не стеснял и при поддержке и одобрении главного военного дирижера ВС РФ – начальника военно-оркестровой службы ВС РФ генерал-майора Тимофея Константиновича Маякина – удалось воплотить в жизнь подборку исторических и концертных маршей российского императорского, советского и современного Военно-морского флота, которые музыкально иллюстрировали нашу флотскую историю.

Впоследствии, в 2018-2020 годах, этот репертуар продолжал совершенствоваться и корректироваться, отвечая совершенствующимся задачам. Но основная и большая часть музыки первого Главного военно-морского парада 2017 года сохранилась и поныне.

– Вы провели четыре парада. Какие произведения вы исполняли?

– Из исторических маршей, прозвучавших в 2017 году, первое место по праву занимает Марш Преображенского полка – хоть и не флотский, но петровский. Мы исполнили тогда еще некоторые очень важные исторические марши – Марш Гвардейского экипажа 1811, марш «Из Петербурга 1837», Утвержденный марш (Николаевский) всего Флота Русского 1857. К сожалению, их потом пришлось исключить из репертуара из-за «недостаточной праздничности». Это, увы, так! Старинная музыка отличается другой силой и не всегда понятна нашим современникам.

Позже появились произведения, написанные уже нашими современниками. Например, стихи для Марша Военно-морского флота России написал Илья Резник, а музыку – Владислав Панченко. Александра Пахмутова с Николаем Добронравовым написали песню «Море зовет». И вся эта замечательная подборка концертных произведений живет и украшает нынешний, уже шестой, Главный военно-морской парад.

– Одно время проводились еще и шоу военно-морских оркестров. Почему их не стало?

– От этого пришлось отказаться, так как действие превышало все мыслимые регламенты. На первом параде оркестры Китая, Индии и Вьетнама, откликнувшиеся на приглашение главнокомандующего Военно-морским флотом, тем не менее приняли участие хоть не и в самом парадном действии, но в празднике. Они выступили с концертами в парках Петербурга. А вот в последующие годы от идеи приглашать зарубежные военно-морские оркестры отказались вовсе. Ритуал парада определился и устоялся, и место для шоу марширующих оркестров в нем уже не было.

– Вы уже закончили свою военную службу и сейчас являетесь художественным руководителем и главным дирижером Тюменского филармонического оркестра. Взяли в собой частичку Петербурга?

– Петербург в моей душе живет всегда. И в годы работы в Москве, и теперь в Тюмени. Он заставляет относиться к музыке по-ленинградски и по-петербургски, соответствовать впитанным с детства идеалам красоты, соразмерности, гармонии и академизма. К тому же в Тюмень постоянно приезжают петербургские музыканты, и связь с ними и городом на Неве для меня естественна и необходима, как воздух.

В предстоящем сезоне частичка Петербурга должна несколько увеличиться. В новом сезоне прозвучит большое число сочинений, рожденных и впервые исполненных в Северной столице. В том числе планируется и тюменская премьера замечательной кантаты «Океан» композитора Владислава Панченко. Сейчас очень популярным становится «концертный туризм». Поэтому я с удовольствием приглашаю петербуржцев в Тюмень. Ну а наш оркестр планирует приехать с гастролями в Петербург уже в декабре.

Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить всех с праздником Военно-морского флота, олицетворяющего не только нашу силу и мощь, но и непоколебимые традиции и великую русскую культуру.