Яндекс.Метрика
  • Виталий Лебедев

Виталий Лебедев: по следам минувшего… ради Будущего

Председатель Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН Виталий Лебедев – о герое Первой мировой войны, кавалере ордена Святого Георгия, русском летчике Иване Орлове

Все мы являемся потомками тех, кто прошел через горнила великих войн. И забывать это никогда нельзя, так как только в памяти народа – его генетическая сила и стойкость, которые нам так нужны сейчас в противостоянии вызовам современности. Выстоять нам даёт память о подвиге наших дедов и прадедов. Хотя не все их имена сегодня выбиты на гранитных плитах, многие остались неизвестными солдатами. Но сгинули они не напрасно, если мы всегда будем чтить наших павших героев.

Одним из таких и был потомок военачальников Русской армии, герой Первой мировой войны, кавалер ордена Святого Георгия, командир 7-го ИАО – первого истребительного авиационного отряда Русской армии, русский лётчик, совершивший первый боевой вылет на первом русском самолёте-истребителе С-16… Имя ему – Иван Александрович Орлов.

Его отец, дворянин Александр Афиногенович Орлов – генерал-майор Свиты Его Императорского Величества, командир Лейб-гвардейского уланского Её Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка, с детства друживший с правящим царём. Поэтому семья Орловых часто бывала в гостях в Зимнем дворце, где маленький Ваня играл с царскими детьми. Но так уж случилось, что тяжёлая болезнь рано забрала у него родителей, и вместе с братом с 1908 года он воспитывался бабушкой, женой русского генерала, отдавшего жизнь за Отечество. А Николай II и его супруга Александра Федоровна лично их опекали, благо обучение происходило рядом в Императорском Александровском лицее, где учился гений русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин.

Начало ХХ века было временем романтических мечтаний и футуристических грёз. Поэтому немудрено, что, когда юный Ваня впервые увидел в небе самолёт, он сразу загорелся мечтами о полётах. А поскольку настойчивости и упорства ему было не занимать, то уже 26 (13 – по старому стилю) июня 1914 года в гатчинской авиашколе он получает диплом пилота № 229. Но через полтора месяца мирная идиллия исчезла и воцарился ад Мировой войны. Недолго думая, уже возмужавший Иван Александрович, несмотря на запрещение императора, который хотел сохранить ему жизнь, записывается добровольцем на фронт. И 3 августа (21 июля) 1914 года он зачислен «охотником», то есть вольноопределяющимся со своим самолётом типа «Фарман-VII» и машиной с водителем, в 5-й Корпусной авиаотряд (КАО) 20-го армейского корпуса 1-й армии Северо-Западного фронта.

Первые два года боёв – время получения боевого опыта и осмысления боевой структуры русского Военного воздушного флота. Во главе его «лёгкой» авиации стоял тогда августейший заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии, Великий князь Александр Михайлович.

В мае 1915 года командир 20-го Корпусного авиаотряда (КАО) Вячеслав Ткачёв обратился к нему с рапортом, в котором изложил конкретные предложения по изменению штатной структуры авиационных рот и созданию специальных истребительных отрядов (ИАО). И в марте 1916 года при авиаротах 2-й, 7-й и 12-й армий были сформированы первые в Российской армии истребительные авиаотряды, получившие, соответственно, порядковые номера: №№ 2, 7 и 12. Возглавить командование 7-го ИАО, сформированного в Киеве весной 1916 года, было поручено подпоручику Ивану Орлову.

К середине апреля 1916 года 7-й ИАО, на вооружение которого стояли истребители знаменитого русского конструктора Игоря Сикорского С-16, приступил к боевой работе в Галиции. Его первое боевое крещение произошло 28 (15) апреля 1916 года. Орлов со стрелком Липским взлетели на перехват неприятельских аэропланов. Противника удалось отогнать, но из-за плохой работы двигателя пришлось вскоре вернуться на аэродром. Тем ни менее боевая работа началась, и враг быстро почувствовал это на своей «шкуре». По-крайней мере, к своему последнему полёту Орлов подошёл признанным асом, сбив, по одним данным, 5, а по другим – около 10 самолётов противника.

С ноября 1916 по март 1917 года Орлов изучает авиационное дело в Англии и стажируется во Франции, в знаменитой авиационной эскадрилье «Аисты», командиром которой был прославленный Жорж Гинемер. Но и здесь Орлов не был простым стажёром и статистом. За сбитые на Западном фронте самолёты он награждается французским «Военным крестом» с двумя пальмами и становится близким другом своего французского командира.

Вернувшись на Родину, Иван Орлов, уже как опытный воин, с новой силой бьёт врага, который всё чаще пренебрегает этикетом древних рыцарей, становясь больше похожим на стаю гиен, охотившихся на льва. Его отряд был направлен на Украину для защиты мирных городов от бомбардировок их немецкими самолётами. Отряд героически сражался с превосходящими силами противника, несмотря на отступление Русской армии, которое разрушало Временное правительство. Орлов перестал подчиняться его приказам, особенно после ареста его родной царской семьи. Лётчиков в отряде не хватало, поэтому они часто вылетали на задания в одиночку, без прикрытия на старых, требующих ремонта самолётах. Так случилось и 30 (17) июня 1917 года, когда Орлов один вступил в бой с несколькими самолётами неприятеля. Под огнём превосходящего противника он энергично маневрировал, но его израненный в боях истребитель не выдержал и потерял одно крыло. Он упал к западу от тернопольского местечка Козова.

Товарищи Ивана весь день искали его в небе и на земле и только вечером увидели на поле, заросшем белыми ромашками, его разбитый самолёт.

Его похоронили в Царском Селе на созданном царской семьей Братском военном кладбище, где лежали такие же русские воины, отдавшие жизнь за Веру, Царя и Отечество. Невеста Ивана, княжна Волконская, узнав о его гибели, скончалась от горя и была похоронена рядом с ним.

В память об этих русских героях 1 августа, в годовщину начала войны 1914 года, в которой Россия потеряла миллионы таких, как Иван Орлов, своих сыновей и дочерей, мы всегда собираемся у обелиска павшим героям Первой мировой войны, установленного на Братском кладбище в Царском Селе.