Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Разглядеть в смартфоне: как работают приложения, показывающие работу общественного транспорта в Петербурге

«Петербургский дневник» проверил на себе
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

ГКУ «Организатор перевозок» создало новое приложение – сайт с картой, где автобусы, трамваи и троллейбусы можно увидеть в реальном времени. Он «научился» составлять маршруты и подсчитывать общую стоимость проезда. Специального приложения для смартфона нет и, видимо, не нужно: интерфейс подходит и для компьютера, и для мобильного устройства. Чтобы воспользоваться приложением, нужно зайти со смартфона или планшета на сайт nts.orgp.spb.ru/map. Скачать иконку можно на главный экран.

«Петербургский дневник» протестировал приложение и сравнил его с другими.

В магазине приложений по запросу «Организатор перевозок» есть несколько ссылок на похожие программы, цель которых – свести к минимуму время ожидания на остановках. Одно – TransportSpb с Т-образной эмблемой – может показать и карту в реальном времени, и движущийся транспорт, но увы – не в курсе про некоторые новые маршруты. Второе, у которого на эмблеме зеленый автобус, называется «СПб-Транспорт». Это, по сути, просто карта остановок: выбираешь одну, и тебе расскажут, какой транспорт сюда приходит и когда. Но если требуется составить маршрут, приложение бессильно. Также есть еще многим знакомый «Яндекс-Транспорт» и «Организатор перевозок» (ГКУ «ОП»).

Аэропорт

Для первого теста «Петербургский дневник» придумал простенький маршрут в Пулково от метро «Парк Победы». Приложение «СПб-Транспорт» перечислило идущие по Московскому проспекту автобусы: 50-й, 3-й и 26-й, безошибочно показало, когда каждый из них стоит ждать на остановке. Но новые, – 281-й и 226-й – похоже, и не заметило.

Приложение TransportSpb определило местонахождение, спросило, куда нам надо, и показало маршрут: сначала автобус 281 до «Московской», потом 39. По его расчетам, путь в Пулково-1 занял бы 59 минут. Кстати, единственное известное приложению Пулково – это огородное товарищество с таким названием. По счастью, оно оказывается как раз там, где и аэропорт, так что можно без страха его выбирать. 59 минут – это очень много, а разгадка была проста: «Т» не в курсе существования автобуса 39э.

Зато приложение «Организатора перевозок» не сплоховало: оно определило путь в 44 минуты, поскольку знает про автобусы-экспрессы. Правда, слово Пулково придется вводить целиком, а при попытке ввести «Пулк…» откроются не только все дома на Пулковской улице, но, кажется, все учреждения в них находящиеся. Приложение еще не умеет распознавать самые популярные запросы и выдвигать их наверх.

Быстрее всех оказался «Яндекс-Трансопрт», порекомендовавший ехать к Московской площади на метро, а не на автобусе. Метро и ждать не надо. В общем, они сэкономили нам еще минуту, но только не деньги: приложение «Организатора перевозок» любезно посчитало стоимость поездки: получилось 120 рублей, а путь по рекомендациям «Яндекса» оказался бы на пять рублей дороже. Новое приложение не учитывает, что у пассажира может быть «Подорожник», а Комитет по транспорту обещал, что по «Подорожнику» две наземные поездки подряд будут стоить практически как одна. Но, наверное, правильно – показывать максимальную цену: чтобы не было обид.

Как и «Яндекс», «Организатор перевозок» может выставить путь не на текущую минуту, а на заданное время, хоть через неделю. Это очень актуально для планирования загородных поездок.

Отдых на озере

Представьте, что вы работаете в «Невской ратуше», а вечером ездите купаться на пляж Безымянного озера в Красном Селе. Чтобы приложить маршрут, мы задействовали поочередно три приложения. TransportSpb показал себя лучше всех, он построил маршрут протяженностью всего в 1 час 37 минут, посоветовав ехать сначала на 54-м автобусе, потом на метро до «Балтийской», потом электричкой до станции Скачки и, наконец, пройти последние три километра пешком. «Яндекс» порекомендовал вместо электрички пригородные автобусы, «Организатор перевозок» заявил, что маршрут проложить невозможно.

К слову, приложение TransportSpb уже через пять минут убрало вариант с поездом из списка. Действительно, в соответствии с расписанием пассажир успевал на электричку впритык, а следующая ожидалась через час.

А если нет адреса?

Если адреса нет, а есть только координаты, приложение не поможет. Заместитель начальника управления информирования пассажиров ГКУ «Организатор перевозок» Роман Агапитов заверил, что уже ведет переговоры с разработчиками, дабы они добавили в приложение такую возможность. Что же касается названий предприятий и мест (в том числе народных), чем так славится «Яндекс», то они будут появляться, если люди об этом попросят. И электрички добавятся в карту – но в 2023 году.

Дорога к знаниям

Плохо придется студенту, которому не достанется места в общежитии, а найти съемное жилье удастся, например, в Мурино. Такой вывод сделало приложение, отыскивая по нашей просьбе путь с муринского Воронцовского бульвара на Матмех СПбГУ, расположенный в Петергофе. Приложение сработало на ура, найдя цепочку маршрутов длиной «всего» 2 часа 19 минут. Оно опередило «Яндекс», который повел тем же путем, но почему-то медленнее, хотя и предложил воспользоваться развозкой одного из жилкомплексов. Приложение TransportSpb к маршруту оказалось не готово, так как находящихся в области улиц оно не знает вообще. Кстати, ни одна из программ не в курсе, что станцию Мурино уже переименовали в Новую Охту.

На разные вкусы

Итак, каждое приложение имеет свои преимущества и недостатки. Редакция обсудила их с экс-председателем общественного движения «Петербуржцы – за общественный транспорт» Владимиром Федоровым. Он отметил, что Петербург, особенно в плане метро, к сожалению, отстает от Москвы по части информационной инфраструктуры. У нас до сих пор ни одно из приложений не сообщает, через какой выход следует выходить на тех станциях, где выходов несколько (например, на «Комендантском» или «Новочеркасской»). А в столице в подземных вестибюлях есть даже надписи: в какой вагон лучше сесть, чтобы вокруг было поменьше народа. И указатели видны из любой точки станции.

Приложение ГКУ «Организатор перевозок», показывающее в реальном времени весь наземный транспорт Петербурга (в отличие от «Яндекса», который демонстрирует только один маршрут, по запросу), очень наглядное. «Но наглядный – не значит удобный, – отметил эксперт. – Я смотрю «2ГИС», потому что у него самая подробная карта, с расположением всех подъездов. И Google Map, потому что его можно использовать во всех уголках планеты, не переучиваясь с одного приложения на другое». Также Владимир Федоров посетовал, что отслеживание всех автобусов, троллейбусов и трамваев одновременно повысит расход трафика. «Мне не нужен транспорт в движении, а нужна только информация: когда нужный мне автобус приедет на нужную остановку. А следить за ним, как за рыбками в аквариуме, я не собираюсь».