Александр Запесоцкий рассказал, почему конкурс в Университет профсоюзов снова зашкаливает
В вузах города на Неве завершается набор на первый курс. Похоже, фавориты не меняются. В Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП) средний конкурс на бюджетные места Министерства науки и высшего образования РФ перевалил за 70 человек на место. СПбГУП уникален: комфорт, безопасность, умопомрачительные интерьеры… Студенты поражают сочетанием свободы и культуры поведения. Ошеломленные американские журналисты назвали вуз синтезом Гарварда и Голливуда. О секретах стабильного многолетнего успеха рассказывает ректор, член-корреспондент РАН Александр Запесоцкий.
– Александр Сергеевич, откуда берется стопроцентное на протяжении последних 20 лет трудоустройство выпускников?
– Владимир Путин, ознакомившись с современной жизнью СПбГУП, сказал: «У вас здесь весело!» Сказал одобрительно. И я вспомнил, как то же самое в начале 1990-х задумчиво сказал основатель отечественной космонавтики академик Борис Раушенбах и добавил: «Настоящая наука всегда делается там, где весело».
Любой наш студент в университете имеет огромные возможности и свободы. Но в четко определенных культурой рамках. Свобода – привилегия культурного и ответственного человека. Вы можете шутить, танцевать, веселиться, но в 8:30 быть на занятиях, серьезно к ним готовиться, проявлять активность в науке и общественной жизни, порядочно себя вести. На первом месте дело. Тогда учеба завершится дипломом, с которым трудоустройство и карьера практически гарантированы.
– Говорят, у вас есть книга об образовании, которая имеет более 1000 цитирований в науке. В чем суть?
– Действительно, книга «Образование: философия, культурология, политика» получила более тысячи двухсот цитирований.
В 1990-е годы образование в России лишилось цели, определяемой коммунистической идеологией. А новую цель государство предложить не удосужилось. В итоге отечественная система образования превратилась в обучение без воспитания. Сейчас, после 30-летнего провала, начальство вдруг начало понимать, что без воспитания ничего хорошего не получается. А мы в СПбГУП от воспитания и не отказывались. Решили ряд серьезных вопросов педагогической теории самостоятельно.
Не вдаваясь в наукообразие, скажу, что есть несколько важнейших сфер личностного роста, которые вуз обязан обеспечить для студента: формирование полноценной картины мира; получение знаний, умений и навыков по специальности; обретение умения жить в достойной социальной среде; приобщение к настоящим ценностям культуры; формирование физической культуры, здорового образа жизни.
Это если говорить упрощенно. Данные сферы взаимосвязаны и, что принципиально, являются не обслуживанием, а совместной деятельностью вуза и студента.
Работаю ректором 32-й год. За это время чиновники навязывали нам массу вредных идей. К примеру, понимание вуза как бизнес-предприятия, образования – как сферы обслуживания. Нам при поддержке учредителей (российских профсоюзов) удалось этих и других глупостей избежать.
Конечно, и обслуживание студентов в нашем вузе есть. В кафе должны хорошо кормить, в саунах снабжать чистыми полотенцами. Вот в спорткомплексе мы сейчас проводим вторую за мое ректорство серьезную реконструкцию. Посоревнуемся по уровню с объектами «Газпрома» и Сбербанка. Студентам там предстоит стать квалифицированными потребителями. Но потребление – лишь одна из характеристик деятельности человека в вузе. Есть и другие: усвоение культуры, воспитание в себе важных для успеха качеств, формирование собственного образа.
– Какие проблемы сейчас актуальны?
– В целом ситуация в образовании серьезно ухудшается. У нас очень сильный контингент абитуриентов. Конкурс ведь огромный. Теперь вдруг обнаруживаем, что не все из выпускников школ даже с результатами ЕГЭ в среднем выше 90 баллов могут успешно осваивать наши программы. Очень стараемся в таких случаях помочь, и первокурсники стараются. А получается не у всех. Обычно отсев на младших курсах составляет от 7 до 12 процентов ежегодно. А в минувшем году, увы, больше.
Вот, к примеру, одна из специальностей. Многие выпускники школ между ЕГЭ по иностранному языку и истории выбирали язык. С ним все хорошо, а освоить на университетском уровне историю, литературу, философию, культурологию не все из них могут. Общегуманитарной подготовки не хватает катастрофически. Оказывается, они в старших классах вообще ничем, кроме подготовки к ЕГЭ, толком не занимались. А теперь пробелы таковы, что даже при большом желании не устранить. Ребята вынуждены уходить в вузы попроще.
А что делать с теми, кто после дистанционного обучения в принципе не готов каждый день на занятия вовремя приходить? Для нас это вопрос риторический: соблюдай порядок или уходи. Не знаю уж, как они потом работать будут.
Некоторые проблемы моему уму не постижимы. В вузы страны в последние годы поступают дети родителей, входивших во взрослую жизнь в лихие девяностые. Не со всеми родителями все в порядке – некоторые могут запросто посоветовать ребенку в вузе не напрягаться. Дескать, они сами не учились всерьез и больших успехов добились. Кое-кто внушает детям, что главное – наглость и хватка.
Вся страна видела, как ведет себя папа девятилетней студентки МГУ Алисы Тепляковой – приходит в вуз профессуру бить за плохие оценки дочери. И бьет безнаказанно! А в Екатеринбурге старшеклассники реализовали в школе гомосексуальное шоу. Родители бросились их защищать, вслед за ними – губернатор. Видимо, большой либерал.
К сожалению, таковы приметы времени. У нас тоже дикая история случилась: в период эпидемического локдауна родители студентов одной из групп наняли нашего преподавателя «частным образом», чтобы он с ними очно позанимался. Наплевали на все нормативные документы: указ Владимира Путина, решение губернатора, уж и на приказ ректора – само собой. Дальше настаивали на своей правоте, жалобы писали.
Однако у нас ни бить преподавателей, ни покупать их нельзя. Конечно, разобрались и с этим. И от своих принципов не отступим. Нам есть что защищать. И я недостаточно современен по сравнению и с ректором МГУ, и с губернатором из Екатеринбурга. Наша задача – обеспечить достойные условия получения образования нормальным студентам.
– Санкт-Петербургский университет профсоюзов отмечает 95-летие. Чем гордитесь больше всего?
– Иногда вспоминаю времена перестройки. Тогда все были полны надежд. Хотели свободно работать, достойно делать свое дело, хорошо зарабатывать. Получилось не все. Зарабатываем неплохо, но мне как ректору хотелось бы людям платить больше. За свободу для работы коллектива ректорату приходится бороться, пожалуй, многовато. Современное чиновничество, несомненно, посложнее советского будет. Но вот результаты у СПбГУП достойные.
Мы получили признание реальной элиты страны: выдающихся ученых, деятелей культуры, искусства. Таких, как Дмитрий Лихачев, Жорес Алферов, Даниил Гранин, Наталья Бехтерева, Андрей Вознесенский, Эльдар Рязанов, Борис Эйфман и многие другие. Есть и мощное международное признание. Особо дорожим поддержкой Владимира Путина, Михаила Шмакова, профлидеров России. Интерес к СПбГУП абитуриентов, высочайший конкурс – один из показателей оценки нашего качества работы страной.
Должен сказать особо об успехах выпускников. Их удовлетворенность годами жизни, проведенными в наших стенах, их достижения – главное, ради чего работаем.