Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Юный физик Юлия Морозова: «Я читаю больше 100 книг в год»

17-летняя Юлия Морозова из Академии талантов когда-то хотела сдавать на экзаменах литературу. Девочка читает больше 100 книг в год. Но сегодня она видит себя физиком-ядерщиком и мечтает не просто работать в лабораториях, а популяризировать науку. О тернистом пути к победам и тенденциях в современной физике девочка рассказала «Петербургскому дневнику»
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Юлия, как вы попали в Академию талантов?

– Это получилось случайно, потому что до середины 9-го класса я должна была сдавать литературу с химией, но однажды друг спросил у меня: «Зачем тебе эта литература? Сдавай физику – поступить будет проще!» Я подумала и решила: а почему бы нет? Так я оказалась в летней школе Политеха, там были ребята, которые уже сотрудничали с Академией талантов.

Мы отдыхали в лагере «Зеркальный», но прочувствовать весь этот лагерный дух не удалось, потому что все время проводили в лабораториях. Там мне больше всего понравился спектрофлуориметрический аппарат. Он пригодился, когда мы создавали стойкую тест-полоску для определения вредных примесей в воде и продуктах питания. Кладешь эту полоску на аппарат, капаешь в воду, и на диаграмме происходит либо резкий скачок, либо упадок.

– Что вас в этом проекте удивило? Чего не ожидали?

– Меня удивил сам процесс создания этой стойкой тест-полоски: по сути, школьник сейчас, в 2022 году, может сделать это своими руками. Какие были трудности? Честно говоря, я не знала химию, у меня с ней были некоторые проблемы. Но нужно было самим сделать раствор. Остальное – больше с физической стороны, поэтому проблем с проектом не возникло.

– Такие экспресс-тесты – это перспективное направление в современных физике и химии?

– Я сомневаюсь, что это заполонит собой все, потому что, несмотря на простоту изготовления этих полосок, у них большая погрешность в результатах. Сейчас люди стремятся к абсолютно верному результату, чтобы не было базовой неопределенности. Наверное, это направление придет в упадок и люди придумают что-то более удобное в использовании. Основная тенденция – избавиться от полосок, но как это сделать, люди пока думают.

Вы к чему тяготеете, чем хотите заниматься?

– К энерготехнологиям. Это всегда будет актуально. Пока я не поступила в университет и не окунулась в это с головой еще больше, я не могу ответить со стопроцентной гарантией, чем буду заниматься. Наверное, больше выступать на конференциях, ездить и продвигать идеи, придуманные мной и моими единомышленниками.

– Политехнический университет – один из крупнейших в Петербурге. Чем вы здесь занимаетесь?

– В середине 9-го класса мне пришла рассылка на телефон, что проходит набор в летнюю школу от университета. Я пришла, но не ожидала от этого какого-то особого толчка, благодаря которому я бы окуналась в науку в дальнейшем, но как получилось, так получилось.

В летней школе инженерной лиги есть несколько треков. На протяжении одной-двух недель мы работали над проектами. Сначала проходили курс лекций, а потом, разделившись на команды, превращали наши знания во что-то материальное. На последней инженерной лиге был трек «Разработка и исследование новых материалов и защитных покрытий». Нам рассказывали всякие законы физики, которых в школе никто не даст. Их даже в рамках подготовки экзамена не узнаешь. Мы своими руками изготавливали протекторную защиту.

Нужно было сделать сплав и решить, в каком процентном соотношении в нем будут содержаться металлы. Мы выбрали алюминий, кадмий и медь, потом сплавили. Прямо при нас спикеры сплавляли их непосредственно в кусочки металла. Потом мы погружали их в раствор соленой воды и смотрели, насколько эта защита эффективна и как быстро кусочек металла поддается коррозии. Результат в начале был не очень хороший, поэтому мы добавили туда другой металл, чтобы улучшить его.

– Где применяется такая защита?

– На кораблях. К слову, в рамках решения кейса нужно было создать защиту для гребного винта какого-нибудь судна. Но одной протекторной защиты будет мало: буквально пару месяцев в соленой воде и винт разрушится. Поэтому сверху мы с командой наносили дополнительный защитный слой из полимеров, который продлевает срок службы винта до четырех лет.

– Каких успехов удалось достичь в таких школах от Политеха?

– Я участвовала в одной летней школе, в первый раз не удалось подняться на пьедестал и занять место – ребята были уже опытные, а ты в этом еще ничего не понимаешь. Ты, словно маленький ребенок, смотришь с таким воодушевлением на происходящее и говоришь себе: «Я хочу быть такой же». Потом была инженерная лига на весенних и осенних каникулах, и, в отличие от летней школы, которая длится две недели, там была всего одна. И туда я шла с целью победить!

Трек, который я выбрала, был связан с нефтью, газом и экономическим моделированием. Проект был сложный – как нам сказали, это была выпускная работа магистров. Очень долго работали и так вышло, что победила команда, на которую никто не ставил! Зато я провела время в компании с мотивированными ребятами. После этого проигрыша я думала, что на следующую школу точно не буду подаваться, но за пару дней до закрытия заявок подалась и прошла. Сказала девочкам-сокомнатницам: «Мы либо побеждаем, либо меня никто не увидит в этом университете». Девочки оказались очень хорошими. Нас было всего трое: я – физик, девочка – химик, а третья умела все. Благодаря соединению наших сил мы смогли занять первое место, хотя команда наших соперников была очень сильной.

– Как в школе относятся к вашей научной работе?

– Одноклассники просто не понимают, зачем все это. Я окончила 10-й класс и поняла, что у всех абсолютно разные интересы. С учебой у меня проблем нет.

– Что вы считаете наиболее перспективным направлением в современной физике?

– Ядерная физика – это наиболее перспективная область, в которой много известного, но в то же время, чем больше мы знаем, тем меньше мы знаем… А еще мне нравятся атомные реакторы.

– Кем вы себя видите через 15 лет?

– Мне будет уже за 30. Пока я не знаю, что будет через год, через два. Очень страшно смотреть так далеко в будущее, на что-то надеяться. Если это потом не сбудется, то это будет удар по самооценке. Стараюсь далеко в будущее не заглядывать.

БЛИЦ

– Увлечения?

– С детства занимаюсь профессиональным спортом – и конькобежным, и тхэквондо, и вот сейчас – легкая атлетика.

– Любимая книга?

– Я читаю больше 100 книг в год, у меня есть целый литературный список, который я веду несколько лет. Я часто возвращаюсь к «А зори здесь тихие…» Васильева. Она показывает несправедливость этого мира, но самое главное, говорит о том, что сдаваться нельзя никогда.

– Любимый фильм?

– «Сквозь снег» – действие фильма начинается с того, что безумный ученый устроил мерзлоту во всем мире.

– Место силы?

– Энергию мне дарят люди, мой круг общения, который поддержит, поймет и направит мои мысли в нужную сторону.

– Ваша мечта?

– Выиграть в каком-нибудь международном конкурсе.

– С кем хотели бы встретиться?

– С незнакомым человеком я все время буду молчать, и толку от этого не будет.

– Ваш жизненный девиз?

– Все идет так, как и должно идти.