Андрей Левакин: «Нам необходимо смотреть на два-три шага вперед»
– Как вы оцениваете состояние дорожно-строительной отрасли на сегодня?
– В этом году на строительство метро, строительство и ремонт дорог выделили рекордные суммы: 30 миллиардов рублей и 13,4 миллиарда рублей соответственно. Еще 4,6 миллиарда рублей выделяются из федерального бюджета по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги». Эти средства пойдут на строительство широтной магистрали и таких городских объектов, как Московско-Дунайская развязка, Петрозаводское шоссе.
Сегодня дорожная отрасль финансируется лучше, чем в прошлые годы. Губернатор и правительство города всецело поддерживают нашу работу. А это значит, что задачи перед нами стоят еще масштабнее. Одна из национальных целей развития страны определена как комфортная и безопасная среда для жизни. И развитие транспортной инфраструктуры в том числе содействует улучшению городской агломерации.
– Как сказались введенные в отношении России западные санкции?
– Нынешнее состояние строительной отрасли сформировалось не только под влиянием экономических санкций. Еще во время пика пандемии фиксировался рост цен на строительные материалы и услуги.
Разработанное правительством Санкт-Петербурга постановление позволило подрядным организациям пересчитать сметную стоимость и получить возможность продолжить работу по новым рыночным ценам.
Непростые с точки зрения проведения строительно-монтажных работ объекты сейчас находятся в стадии подготовки к экспертизе. В ближайшее время мы получим заключения, после чего будет поднят вопрос об увеличении стоимости их строительства.
Считаю это решение очень своевременным и крайне полезным для всех участников.
Что касается непосредственно влияния санкций, то даже здесь есть свои плюсы и направления, которые мы полностью закрываем отечественными разработками. Например, асфальт полностью состоит из инертных составляющих российского производства: щебень – из Карелии, песок – из Ленинградской области. Такая же ситуация с бетоном. Металл и вовсе, с учетом закрытия международных рынков, у нас в стране подешевел, а значит, стоит ожидать снижения стоимости металлоконструкций – важнейшего элемента для любого современного строительства.
При этом не будем скрывать, что есть направления, которые серьезно зависят от поставок из-за рубежа. Например, в прокладке метрополитена широко применяется оборудование Siemens и программное обеспечение от немецких производителей. Однако и здесь появляются альтернативные ходы и возможности сотрудничества с поставщиками из дружественных стран.
Пока мы работаем по старым схемам и у нас есть запас времени, чтобы найти новые проектные решения и новых поставщиков. Аналогичные западному оборудование и технологические решения есть, например, в Азии. Да и российские специалисты уже готовы к импортозамещению в отдельных направлениях.
– Вы затронули тему метростроения. Ранее сообщалось, что три станции, обещанные в 2024 году, все же откроются. На какой стадии они сейчас?
– Перед городом стоит однозначная задача – три новые станции к 2024 году, и мы ее выполним.
На станции «Горный институт» горнопроходческие работы завершены на 90 процентов, общая готовность Лахтинско-Правобережной линии составляет 60 процентов.
Сооружение основных конструкций станции «Путиловская» – 65 процентов, там сейчас ведется переборка боковых станционных тоннелей.
Сооружение основных конструкций станции «Юго-Западная» – 89 процентов, идут работы по сооружению станционных тоннелей.
Компания «Метрострой Северной столицы» полностью обеспечена трудовым коллективом, многие сотрудники перешли из старого «Метростроя». Оборудование находится в долгосрочной аренде. У города заключен контракт с «Метростроем Северной столицы» как с единым поставщиком. Его сумма – 602 миллиарда рублей на 37 объектов – и на проектирование, и на строительство.
– Также были озвучены планы, согласно которым, в Петербурге к 2031 году появится еще 21 новая станция…
– Конечно. Для реализации этих планов Санкт-Петербург дополнительно получит федеральную поддержку. Городу выделили так называемый инфраструктурно-бюджетный кредит. Федеральная поддержка позволит приступить к реализации большего количества объектов.
– Жителей города волнуют не только новые станции, но и работа действующих. Планируется ли закрытие станции «Чернышевская» на реконструкцию?
– По реконструкции станции метро «Чернышевская» мы уже заключили соглашение с «Метростроем Северной столицы». Идет процесс подготовки станции к будущему закрытию. В течение года должны реконструкцию закончить.
После реконструкции на «Чернышевской» будут функционировать четыре эскалатора вместо трех. Аналогичные работы мы недавно провели на станции «Технологический институт». Жители города уже успели оценить пропускную способность важного пересадочного узла.
Что касается процесса работ на «Чернышевской», это будет полное закрытие вестибюля. Комитет по транспорту для удобства горожан прорабатывает временную схему изменения движения общественного наземного транспорта. Другого пути нет. Эскалаторы на «Чернышевской» уже исчерпали заявленный эксплуатационный срок. Их нужно менять. Понимаю, что горожанам будет на время закрытия неудобно, все привыкли к определенной схеме передвижения по городу. Но думаю, что интереснее даже будет ехать на наземном общественном транспорте, чем под землей: сейчас у нас идет транспортная реформа, новый подвижной состав на улицы выходит, развивается платная парковка, скорость движения в центре выросла. Кроме того, мы живем в самом красивом городе на Земле, и у нас есть уникальная возможность наслаждаться видами Петербурга.
– Недавно прошло голосование по выбору места расположения вестибюля станции «Театральная». На ваш профессиональный взгляд, удачный выбор?
– Отмечу сразу, что есть четкая позиция губернатора: такие важные решения принимаются, опираясь на мнение горожан. Это и было сделано. Александр Дмитриевич дал указания – учесть мнение жителей при строительстве объектов транспортной инфраструктуры.
Горожане выбрали из нескольких вариантов выход со стороны Мариинского театра, выход в сторону сквера, в котором располагается автомобильная заправочная станция. Выбор понятен – это позволяет посетителям двух театров более комфортно уезжать и приезжать.
Также есть проект выхода из метро на месте «Дома быта», он интересен с точки зрения наземного общественного транспорта. В нашем понимании станции «Театральной» желательно иметь два выхода, что мы и планируем в наших проектных материалах.
Есть и важное мнение руководителей Мариинского театра. Строительство метро в историческом центре Петербурга не может не влиять на застройку. Здание театра сейчас находится под строгим и пристальным наблюдением. Нам необходимо вместе с Мариинским театром найти оптимальное решение, как укрепить конструкцию, чтобы театр был надежным и безопасным. Горожане свое мнение высказали. Теперь работу начнут инженеры. Впереди процесс разработки предпроектной документации. Именно тут будут учтены и уточнены планировочные решения.
С точки зрения существующей застройки технологически проще выход со станции «Театральная» разместить на месте «Дома быта». Сложнее с точки зрения инженерных решений – со стороны Мариинского театра. Дождемся профессионального решения от экспертов и инженеров.
– Когда планируется открытие станции «Театральная»?
– После 2024 года. Мариинский театр – это историческое здание, настоящая архитектурная жемчужина Петербурга. Ему много лет, и его конструкции находятся в разном состоянии. Надо прежде всего их обследовать. Кроме того, рядом есть и другие здания, чье состояние и конструкции тоже нужно изучить.
– Какие главные проекты в этом году реализует комитет?
– Среди основных – это шесть объектов улично-дорожной сети в Кронштадте. В следующем году в нашем городе будет проходить Морской салон, и нам необходимо обеспечить транспортное подключение музея «Острова фортов» к улично-дорожной сети Петербурга. В планах на 2024 год – реконструкция Цитадельской дороги, Цитадельского шоссе, пешеходной набережной от сквера «Инчхон», она приобретет интересный, современный вид.
Также в плане-графике у нас продолжающиеся работы по намыву Васильевского острова. Там уже ведется активная застройка, живут люди. Сейчас наш комитет получил заключение экспертизы, впереди – старт работ по формированию улично-дорожной сети, в которые войдет подключение к уже функционирующим городским магистралям Васильевского острова.
Активно продолжается реконструкция Московско-Дунайской развязки – это масштабный и непростой объект в инженерной части. Здесь предусмотрено построить путепровод, два пешеходных перехода с лифтами для маломобильных граждан. Развязка разгрузит дорожную сеть на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта и поможет развить автомобильные подходы к грузовому терминалу аэропорта Пулково.
Комплекс работ у нас проходит и на Петрозаводском шоссе. Это тоже объект реконструкции. Шоссе будет расширено с двух до шести полос, и к концу 2023 года на пересечении с Вознесенским шоссе появится двухуровневая транспортная развязка.
Продолжаем работу по транспортному обеспечению нового делового центра Санкт-Петербурга – «Лахта Центра». Строители работают над вторым этапом реконструкции Приморского шоссе, что позволит подключить трассу к деловому кварталу «Лахта Центр». До конца 2022 года будет обеспечена строительная готовность для открытия движения по эстакадным съездам c шоссе на кольцевую развязку у «Лахта Центра». Также на стадии планировки Южная дорога, обсуждается заключение контракта на проектирование и строительство транспортной развязки с М-32. Она обеспечит подключение «Лахта Центра» через Шуваловский проспект к ЗСД.
Ждем положительное заключение экспертизы по Цимбалинскому путепроводу. В РЖД самостоятельно разрабатывали проект и согласовали его с городом.
– Как на работе комитета сказался переход из транспортного блока Смольного в строительный после ухода вице-губернатора Максима Соколова?
– Решение принималось на уровне правительства России и с согласия губернатора. После ухода Максима Соколова временно у нас было переключение на финансовый блок, который возглавляет Алексей Корабельников. И здесь мы в полной мере увидели работу всех комитетов финансового блока изнутри. Это было обоюдно полезно – коллеги тоже ближе познакомились с нашими проблемами.
Хорошие отношения у нас остаются и с транспортным блоком, у нас общие госпрограммы. У Николая Викторовича Линченко, вице-губернатора, возглавляющего строительный блок, есть другой сильный ресурс – это Комитет по градостроительству и архитектуре. Ждем, что переход в строительный блок усилит своевременность подготовки граддокументации.
– Какие возможности для отрасли вы видите в сложившейся экономической и политической ситуации?
– КРТИ – отраслевой комитет. Как бы ни складывалась ситуация на рынке и в политике города, мы всегда занимались, занимаемся и будем заниматься дорогами.
Настало время перемен. Россия оказалась в условиях беспрецедентного санкционного давления. Многие связи, которые формировались десятилетиями, разрушаются. Это и обмен специалистами, и поставка зарубежной спецтехники, и программное обеспечение, которое используется при проектировании и непосредственно на строительстве, – все было завязано на тесное сотрудничество с Европой.
Сегодня восточные рынки активно развиваются, китайская строительная техника и оборудование иной раз и лучше, чем западные. Наши заводы уже производят и поставляют достойные, равные западным аналогам, технику и оборудование, и, что немаловажно, значительно дешевле.
Отрасль научится работать в новых условиях. Нужно быть готовым технически, физически и эмоционально к изменениям. Сейчас внедрен шестой пакет санкций Евросоюза в отношении России, а за ним могут быть и седьмой, восьмой…
Казалось бы, подрядчики сегодня наладили схему поставок, а завтра ее могут изменить санкционным пакетом. Нужно активно прорабатывать несколько вариантов и всегда быть в фазе поиска новых логистических цепочек.
Все участники рынка понимают, что поставки теперь будут идти дольше, а значит, работать нужно начинать раньше.
Правительство Петербурга уже на это отреагировало. Вышло постановление, по которому мы даем большие объемы авансовых платежей, сейчас аванс составляет 50 процентов контракта. И это позволяет компании заготавливать материал заранее.
Также государство пытается ускорить строительство за счет сокращения бюрократических процессов. Это поручение президента Владимира Владимировича Путина.
Например, сегодня контроль за объектом на первых этапах ведется госэкспертизой, граддокументацией и на разработку проекта уходит два-три года. С учетом новых технических решений, с активным внедрением процессов импортозамещения и изменяющихся на глазах обстоятельств проект должен иметь возможность меняться в рамках реализации – это тоже требует оперативных решений. И я считаю, что отрасль к этому готова.
И последнее – это ценообразование. До сегодняшнего дня существовала задача установить неизменную цену контракта. Но в современных условиях такая практика неэффективна. Нужно быть быстрыми, гибкими и смотреть на два-три шага вперед – вот тот девиз, который теперь необходимо использовать в своей работе.