Актуальное искусство в центре Петербурга: что можно увидеть в Арт-центре Алексея Сергиенко
На некогда заброшенной фильтроозонной станции возле крейсера «Аврора», построенной в начале ХХ века, заработал Арт-центр художника Алексея Сергиенко. Он специализируется на таком диковинном даже для Петербурга жанре, как актуальное искусство. Лабиринт любви, арт-тир и формула личного счастья – там есть что посмотреть и о чем подумать. Корреспондент «Петербургского дневника» убедился лично после экскурсии, которую провел сам Алексей Сергеенко.
Актуальное, но ошибается
«Когда-то эта станция фильтровала воду, а теперь – искусство, – сказал Алексей Сергеенко, с гордостью указывая на вывеску. – На сегодня это самый большой центр современного искусства в России. У нас четыре этажа, 3000 квадратных метров, пока мы освоили только 1300 «квадратов». Я готов предоставить место любым начинающим художникам, готов принять работы, которые не могут найти себе место. У нас уже есть экспонаты, которые бы не взяли ни в одну галерею».
Арт-центр специализируется на актуальном искусстве. В этом можно убедиться, взглянув на картину с красной надписью: «Мир не будет прежним».
«Актуальное искусство – всегда про здесь и сейчас. Когда началась специальная операция на Украине, я был в шоке и не знал, что сказать, а к вечеру я написал эти слова, которые абсолютно точно соответствуют действительности», – сообщил Алексей Сергеенко.
Он уверяет, что в России вообще нет центров актуального искусства, только кратковременные фестивали и выставки. За актуальное искусство в лучшем случае выдается современное, а в худшем – интерьерное, ну то есть «красивое», созданное исключительно ради эстетики, которая для Алексея Сергиенко и многих других художников мало что значит.
«Я считаю, что актуальное – важнейшее из искусств, потому что без него не будет и классики. Когда-то Летний сад был арт-парком, а сейчас – неотъемлемая часть Петербурга. Но я понимаю, почему галерейщики избегают актуального искусства: оно часто ошибается и плохо продается», – пояснил он.
Обо всем этом интересно думать, глядя на еще один заметный экспонат, без сомнения, актуального искусства – картина с музыкантом Виктором Цоем, на которой он одет в военную форму с яркой буквой Z на рукаве.
Сергиенко отмечает, для актуального искусства очень важно задействовать как можно больше людей на этапе производства.
«Мы с вице-президентом Федерации триатлона Петербурга Виктором Осокиным решили нарисовать картину прямо во время прошлогоднего марафона по бегу. Перед финишем мы разложили резиновые коврики с краской, а дальше – холст. В итоге около 40 бегунов оставили свой след на картине «Арт-бег», которая висит у нас», – делится он.
При этом актуальное искусство может быть и менее масштабным, главное – чтобы задевало сердца многих. Ярким примером такой работы является картина, которую нарисовал мопс художника по кличке Тимон. Черное полотно с цветными собачьими лапками выглядит не хуже очень многих работ, которые создавали люди.
«Когда Тимону исполнилось три года, мы с семьей решили, что пора и ему обзавестись дамой сердца. Для того чтобы найти достойную невесту, надо было продемонстрировать, какой он у нас творческий половозрелый красавец, а произведение искусства – прекрасный показатель всех этих качеств. Я просто расстелил резиновые коврики с краской и холст, а потом с помощью вкусняшек заставлял его бегать из одного угла в другой», – сообщил Алексей Сергиенко.
В итоге Тимон нашел невесту, а идея художника стала трендом. «Один зоомагазин готов провести акцию, в рамках которой владельцы животных смогут нарисовать похожие картины. После мы устроим выставку этих работ. Меня уже спрашивают, сможет ли стать художником хомяк, и я уверен, что да – надо просто холст поменьше взять. Лично я сомневаюсь в художественных способностях только рыбок», – сказал он, подчеркнув, что в данном случае надо использовать съедобные краски.
Любить, смотреть и трогать
Картинами коллекция арт-центра не исчерпывается. В одном из помещений художник организовал «Лабиринт любви». Это действительно лабиринт из нескольких тысяч открыток, на которых самые разные люди признаются в любви родным и близким, а иногда даже к родине.
«У меня самая большая коллекция признаний в любви – около 300 тысяч. Я много лет в своих музеях прошу посетителей написать на специальных открытках такое признание. У меня в Москве есть уже стена любви, а здесь я решил организовать лабиринт, чтобы посетители погрузились в это чувство. Ну и, конечно, здесь лежат открытки, на которых все желающие могут оставить свое признание, чтобы наш лабиринт стал еще больше», – пояснил он.
Самым темным и мрачным местом арт-центра является помещение проекта «Приглашаю на свои похороны». Черные стены, гроб и экран, на котором транслируются похороны. Если бы не черные ромашки, то действительно можно было бы подумать, что комнату арендовало похоронное бюро.
«На видео транслируются мои похороны, которые я организовал пять лет назад. Собрал близких людей, лег в гроб, слушал, что обо мне говорят, а потом с меня снимали посмертную маску. Я сделал это, чтобы побудить людей к обсуждению смерти. В нашем обществе это табуированная тема, поэтому люди боятся, но смерть – это естественный процесс», – пояснил арт-бизнесмен, заверив, что его настоящие похороны пройдут совсем по-другому. Он уже все продумал, но рассказывать пока не готов.
В одном из залов арт-центра стоит огромная коляска, которую Алексей Сергиенко назвал машиной времени.
«Я решил сделать этот арт-объект, когда возил в коляске свою младшую дочь. Я ей немного позавидовал – мне тоже хотелось, чтобы кто-нибудь меня покачал. Когда я сделал огромную коляску и забрался в нее, то понял, что это просто машина времени, которая мгновенно переносит тебя в детство: этому способствует и укачивание, и то, что на мир приходится смотреть снизу вверх. Мы вместе с врачом из психиатрической больницы провели исследование на 100 добровольцах. Абсолютно у всех фиксировались улучшения после часа прогулки в коляске. Вот я, например, стал лучше относиться к людям», – сообщил художник.
В арт-центре еще много интересного, например, там можно с помощью огнестрельного оружия нарисовать картину, собрать собственную формулу счастья, рассмотреть люстру из 2000 очков, а также подняться по «Лестнице в небо», чтобы увидеть прекрасный вид на Большую Невку.