Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«В танце важно чувствовать, о чем тебя просит музыка»: Хорхе Диас о латиноамериканских танцах и о том, почему следует ими заниматься

16 июля на стрелке Васильевского Острова, рядом с Биржевым мостом, состоится летняя оpen аir-вечеринка латиноамериканских танцев. Открытый мастер-класс по сальсе для всех желающих проведет мастер латиноамериканских танцев Хорхе Диас

Накануне открытой вечеринки «Петербургский дневник» встретился с ним и побеседовал об актуальности латиноамериканских танцев в России, их направлениях и не только.

 Хорхе, расскажи, какие направления латиноамериканских танцев вообще существуют на сегодняшний день?

-Латиноамериканские танцы очень разнообразные. На сегодня одни из популярных направлений – это сальса и бачата. Сальса гораздо старше бачаты. Изначально она зародилась на Кубе, но есть много ее стилей и направлений. Например, кубинская сальса, доминиканская, колумбийская и так далее. Основа у них одна, но культура каждой страны дает танцу, скажем так, свой ингредиент. Очень многое в танце зависит от музыки, а в каждой стране колорит музыки уникален. Это наполняет танец своей атмосферой, непохожей на другие. Каждую музыку ты чувствуешь по-разному и по-разному начинаешь танцевать. Бачата же – более молодой танец, нежели сальса, но у нее есть тоже много направлений и стилей. В последние годы они довольно быстро развиваются. Из наиболее популярных направлений бачаты – sensual и fusion. Сальса и бачата – это такие направления, которые можно танцевать как соло, так и в паре.

– Можно ли сказать, что на то, как строится сам танец, напрямую влияет музыка?

– Да, конечно. У каждой национальной музыки свой темперамент и характер, от которых и зависит сам танец. Например, кубинская музыка – она очень богатая на многообразие музыкальных инструментов. Если сравнивать, сколько музыкальных инструментов задействованы в музыке для сальсы и для бачаты, то есть большая разница. Например, в музыке для сальсы звучит много перкуссионных и других интрументов – конга, бонго, клаве, кампана, тимбал, саксофон, тромпета, виолончель, контрабас и так далее. Можно сказать, что сальса – это целый оркестр. В музыке для бачаты в основном используются богой, гитара, бас, пианино или синтезатор.

Поэтому в зависимости от того, под какую музыку ты танцуешь и насколько она богата на музыкальные инструменты, и сам танец становится более глубоким и многообразным. Чем многообразнее музыка, тем многообразнее и сам танец. Разные инструменты дают разную энергию. Когда я танцую, я чувствую все инструменты – как они звучат. Поэтому в танце очень важно чувствовать, о чем тебя просит музыка.

– Ты упомянул, что и сальсу, и бачату можно танцевать как соло, так и в паре. Можешь рассказать, в чем разница?

– Если вы хотите начинать танцевать сальсу или бачату, то я бы посоветовал начинать с соло. Если ты в сольном танце уже начинаешь чувствовать и координировать свое тело, то в паре тебе это будет сделать гораздо проще. Будет легче подстроиться под другого человека. Особенно это касается парней, потому что в парных танцах им нужно вести партнершу. Если ты не умеешь координировать свои руки, ноги, тело в целом, то есть если ты не можешь справиться с собой, то танцевать в паре будет сложнее. Поэтому соло – это очень важно. Чем больше ты контролируешь и чувствуешь тело, тем лучше. Важен баланс между контролем и чувствованием тела и, конечно, чувствованием музыки.

– В России ты преподаешь уже 10 лет. Вырос ли, на твой взгляд, за это время интерес к латиноамериканским танцам?

– Я замечаю, что интерес действительно вырос. Благодаря интернету мир стал более открытым – мы можем виртуально знакомиться с культурой других стран, узнавать о той или иной стране – о национальных традициях, музыке, танцах и так далее. Поэтому по сравнению с тем, сколько человек приходило на латиноамериканские танцы 10 лет назад и сколько сейчас, разница есть. Интерес однозначно вырос. Кроме того, это помогает расширять свой кругозор и свои границы. Я постоянно наблюдаю, как через танец люди начинают раскрываться, чувствуют себя более свободными. В этом и есть прелесть и преимущество социальных танцев, которыми я и занимаюсь.

– В чем их специфика?

– Социальные танцы называются так потому, что музыка звучит для всех – неважно, бедный ты или богатый, сколько тебе лет и так далее. Если ты идешь на вечеринку социальных танцев, то ты можешь не знать своего партнера – видишь его первый и последний раз, возможно. Но музыка и танец в этот момент всех объединяет и делает равными. В центре внимания социальных танцев – музыка и сам танец, веселье и радость. Не имеет значения твой уровень подготовки. Конечно, если ты хочешь заниматься танцами профессионально, например для участия в конкурсах и так далее, то там уже совсем другие требования.

– Какое из направлений сальсы ты берешь в основу преподавания?

– Я преподаю кубинскую сальсу – сальса касино. В первую очередь потому, что мне нравится музыка. Первое, что я чувствую в танце, – это музыка. Если она мне нравится, тогда танцевать мне легко. Если музыка меня не цепляет, не дает энергию, то танцевать становится не так интересно. Это уже получается не танец, а просто набор движений, но не живых, скажем так. Я понимаю, что все люди разные, и не для всех музыка является первостепенной. Но для меня это важно. Когда танцую – в этот момент я живу.

– В чем, на твой взгляд, основная сложность для начинающих танцевать сальсу или бачату?

– Понятно, что начинать учиться – это всегда довольно сложно. Возможно, потому, что у людей, которые родились в России например, совершенно другая культура и традиции. У тех, кто родился, как я, в Колумбии или же на Кубе, в Доминикане или других странах Латинской Америки, – это уже просто наша природа. Мы уже не думаем о том, как нужно танцевать, мы просто чувствуем музыку и все. Потому что с самого детства мы слышим, как эта музыка звучит на улицах, она нас окружает повсюду. В моем детстве так было всегда – мы росли с музыкой и впитывали ее с самого детства.

– Если человек решил начать заниматься латиноамериканскими танцами, но не знает, какое направление выбрать. Что бы ты посоветовал?

– Я всегда рекомендую танцевать все и сразу. То есть пойти попробовать разные направления, и только тогда ты сможешь понять, что тебе больше подходит. Все люди разные, и то, что понравится одному, может не подойти другому. На бачате контакт с партнером по танцу более тесный, близкий. На сальсе этого нет. Если сравнивать сальсу и бачату, то сальса – более склонна к романтике, а бачата – это танец, больше выражающий страдания, страсть, боль. Но это если говорить общими словами. Поэтому чтобы понять, что тебе подходит, нужно просто попробовать и то, и другое.

– С чего лучше начинать обучение?

– В первую очередь с того, чтобы просто прийти на занятие. Понятно, что когда ты только начинаешь заниматься, это стресс. Это новые люди, ощущения, осознание того, что никогда раньше не танцевал и что-то не получается. Человек начинает много думать обо всем этом, стесняться. Я понимаю, что все разные, и с уважением к этому отношусь, но действительно важно не побояться и сделать первый шаг. Кроме того, важно понимать, что если не получается с первого раза, это не проблема. Первый раз никто не будет делать все отлично. Танцы – это практика. Чем больше ты занимаешься и стараешься, тем больше начнет получаться. Танец – это постепенный процесс. Зато каждый раз, когда ты видишь у себя новый положительный результат, это вдохновляет и стимулирует двигаться дальше.

– Расскажи об открытых мастер-классах, которые проходят на стрелке Васильевского острова.

– Мастер-классы проходят абсолютно для всех желающих в летний период. Проведение вечеринок во многом зависит от погодных условий. Поэтому можно обратиться ко мне через социальные сети, чтобы узнать о том, состоится мастер-класс или перенесен на другой день.

В остальном ограничений никаких нет. Если у вас уже есть базовые знания, то это отлично. Если нет, то можно просто прийти, проникнуться атмосферой, познакомиться с тем, какие направления танцев есть и попробовать потанцевать. Как правило, приходят и те, у кого уже больше опыта и те, у кого опыта нет вообще, – так люди делятся друг с другом своими умениями. Это и есть те самые социальные танцы – небольшой островок Латинской Америки на стрелке Васильевского острова.