В Петербурге ввели в эксплуатацию «умные» трамваи и троллейбусы
С начала 2022 года в контракты внесены 286 троллейбусов и 192 трамвая. Их поставка будет вестись партиями в рамках шести государственных контрактов на 2022-2023 годы.
«Важно отметить, что в рамках транспортной реформы идет обновление не только подвижного состава, но и инфраструктуры. На данный момент удалось модернизировать 5 трамвайных парков, 4 троллейбусных, а также один смешанный. Обновили контактную сеть, путевое хозяйство, путевые системы. На это мы потратили 123 миллиарда рублей», – отметил Александр Беглов.
При любой погоде
Важнейшее нововведение – система активной безопасности и помощи водителю «Cognitive Tram Pilot». Она обеспечивает обнаружение тех или иных препятствий на дороге: пешеходов, светофоров, транспортных средств, дорожных знаков... На основе информации, получаемой с радаров и камер, система «понимает» ситуацию и в случае нахождения препятствий на пути подает водителю предупреждающие сигналы. А при отсутствии реакции на них самостоятельно осуществляет автоматическое торможение.
«Мы, совместно с компанией «ПК Транспортные системы» и СПб ГУП «Горэлектротранс», начали один из первых в мире проектов промышленного использования систем искусственного интеллекта для управления общественным городским транспортом. Наша система способна обеспечивать безопасность в любую погоду и в любых дорожных условиях: ночь, дождь, туман, снег, ослепление светом и так далее», – рассказала генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова.
Александр Беглов вместе с водителем трамвая лично протестировал систему экстренного торможения. Для объекта, препятствующего движению, выбрали самый опасный из вариантов – живого человека. Система сработала без нареканий.
«Было довольно тревожно, сидя в трамвае, приближаться к стовшему прямо на рельсах человеку. Но трамвай остановился довольно далеко от него, что, безусловно, говорит о надежности и продуманности этой системы. Она позволит предотвратить трагедию, если водителю стало плохо или он заснет», – отметил Александр Беглов.
Система также осуществляет соблюдение безопасного скоростного режима, не позволяя водителю превысить скорость, предписываемую правилами дорожного движения и технической эксплуатации. Для воплощения этой функции используется механизм автоматического выбора маршрута движения.
«В нашем оборудовании используется более 70% отечественных компонентов. Мы активно продолжаем работу по замещению импортных комплектующих отечественными аналогами и имеем отличные результаты и перспективы», – подчеркнула Ольга Ускова.
Туристический аспект
Помимо трамвайного, обновлен и троллейбусный парк. Например, 97 машин будут поставлены в рамках контракта с минской компанией «Белкоммунмаш». Они отличаются большей площадью низкого пола в салоне, что позволяет более комфортно разместиться пассажирам. Кузов троллейбусов состоит из отдельных секций, а все оконные и дверные проемы абсолютно одинаковы – это позволило провести унификацию стекол и других элементов конструкций. Но главным их преимуществом является система автономного хода на базе современных накопителей электроэнергии – литий-ионных батарей, которые дают запас не менее 20 километров с возможностью расширения на магистральных участках до 25 километров.
Из Вологды же прибыли троллейбусы «Аванград» с системой контроля бодрствования водителя и раздельным климат-контролем для пассажирского салона и кабины. Также они оснащены небольшим запасом автономного хода, позволяющим, в случае необходимости, отключиться от сети и, например, объехать препятствие.
«Важно отметить, что в рамках транспортной реформы идет обновление не только подвижного состава, но и инфраструктуры. На данный момент удалось модернизировать 5 трамвайных парков, 4 троллейбусных, а также один смешанный. Обновили контактную сеть, путевое хозяйство, путевые системы. На это мы потратили 123 миллиарда рублей», – отметил Александр Беглов.
Кроме того, в активной фазе сейчас находится проект «RetroFuture-24» – создание современных внутри и старинных снаружи трамваев. Внешне они оформлены как транспорт 50-60-х годов, но внутри оборудованы по самым передовым стандартам автоматизации и комфорта. И они также будут оснащены системами активной помощи водителю. На сегодняшний день над экстерьером, интерьером и схемой окраски работают специалисты «Уралтрансмаша». Частично рабочие варианты облика трамвая были впервые представлены на выставке «Иннопром-2022» в Екатеринбурге.
«Это очень полезный проект в контексте развития туризма. Всем будет очень интересно принять участие в экскурсии по городу именно в таком трамвае, особенно если они будут оснащены большими экранами и снабжены качественными экскурсионными программами», – отметил Александр Беглов.
Масштабная работа
Добавим, что обновление подвижного состава не закончено. Крайне важно в ближайшее время закупить больше новых трамваев, троллейбусов, электробусов, а также вагонов поездов метро, утверждают в Смольном.
«Я докладывал об этом президенту России, и нам на это уже выделены средства из Фонда национального благосостояния. Это довольно приличные суммы. Сейчас мы в контексте общественного транспорта немного не дотягиваем до установленных нормативов, но я уверен, что в ближайшие три года мы эту ситуацию исправим», – выразил уверенность Александр Беглов.
Самое главное, что нужно в этой ситуации от города – правильно составить техническое задание. Нужно учесть все необходимые нюансы, а также соблюсти баланс между желаниями и возможностями.
«Основным трендом при подготовке технического задания на закупку современного подвижного состава «Горэлектротранса» является установка различных систем для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров и водителей, а также энергеоэффективности транспорта. Все существующие на данный момент перспективные системы интегрированы в новые трамваи и троллейбусы. Важно отметить, что новый транспорт также оборудован для комфортного проезда маломобильных групп населения», – пояснил директор СПБ ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин.