«Спасибо за отказ!»: в Петербурге стартовала социальная кампания по борьбе с продажей сигарет детям и подросткам
О вреде курения знают все. Но далеко не каждый способен отказаться от сигарет или других никотиносодержащих препаратов. Наибольший вред курение приносит растущему организму. Оно оказывает негативное влияние на органы дыхания, нервную систему, рост, зрение, кожу и даже репродуктивную систему. В целях предупреждения продажи никотиносодержащей продукции детям и подросткам сегодня в Санкт-Петербурге стартовала социальная кампания «Спасибо за отказ!». Ее проводит Общественный совет по проблеме подросткового курения при поддержке городского правительства.
Волонтеры «Молодой гвардии» посетили несколько магазинов на Невском проспекте, где продаются табачные изделия. Молодые люди вручили продавцам стикеры, в которых сообщается о запрете на покупку и передачу несовершеннолетним такой продукции, а также штрафах за нарушение. Ребята обошли несколько торговых точек и везде увидели понимающее отношение продавцов и руководителей магазинов. Как выяснилось, о законе знают все. На глазах представителей СМИ на самых видных местах были прикреплены наклейки с важным предупреждением. А сами продавцы признавались, что проверяют паспорта у покупателей, если возраст вызывает сомнения, и не продают табачные изделия подросткам.
«Процент несовершеннолетних покупателей у нас нулевой, и еще до появления инициативы Общественного совета по борьбе с подростковым курением наши сотрудники были проинструктированы о том, что несовершеннолетним продавать никотиносодержащую продукцию нельзя, – поделился мнением генеральный директор одной из компаний, распространяющих никотиносодержащую продукцию, Макар Каменщиков. – Мы являемся социально ответственной компанией, которая продвигает и поддерживает такие инициативы, старается всегда подходить ответственно к обучению сотрудников и продажам. И считаем, что все подобные компании на рынке должны придерживаться такой же позиции. Надеюсь, что инициативу поддержат не только в нашем городе, но и по всей России».
Макар Каменщиков также заметил, что строгое выполнение закона, запрещающего продажу табачных изделий несовершеннолетним, на прибыли магазинов сети негативно не сказывается: продукция по карману далеко не всем, и средний возраст покупателей составляет 25 лет.
В рамках кампании также предполагается использовать плакаты, призывающие сообщать о местах продажи сигарет подросткам, памятки для продавцов с информацией о штрафах, фразами корректного отказа при сомнении в совершеннолетии покупателя и призывом соблюдать закон. Совет также подготовил специальные журналы для подписи продавцов о том, что они обязуются не продавать табак несовершеннолетним. По словам заместителя исполнительного директора МОО «Общественный совет по проблеме подросткового курения» Ирины Ковалевой, проект поддержали не только волонтерские организации, но и другие общественные объединения, центры развития и поддержки предпринимательства.
«Мы надеемся, что общими усилиями сможем распространить материалы на всех предприятиях, торгующих табачными изделиями. Наша задача заключается в том, чтобы снизить количество нарушений в рознице и ограничить доступ подростков к табаку и электронным сигаретам. Мы призываем продавцов не продавать, а взрослых не покупать табачную продукцию подросткам, – отметила Ковалева, подтвердив позицию организации статистикой. – По данным исследования холдинга «Ромир», проведенного в 2021 году, число подростков, имеющих опыт курения обычных сигарет или электронных устройств, составляет в России 30,5%. Этот показатель увеличился на 10% по сравнению с 2015 годом. Одной из причин мы видим появление на рынке электронных курительных устройств, вызывающих интерес несовершеннолетних. Также появилась тенденция к разрастанию рынка нелегальной табачной продукции. Этот аспект тоже приводит к увеличению курящей молодежи».
Кампания объединила всех заинтересованных в решении проблемы. «Табак не должен попадать в руки подростков. Сегодня очень важно обеспечить соблюдение федерального законодательства, которое запрещает продажу табачной и никотиносодержащей продукции несовершеннолетним. И справиться с этой задачей мы можем только вместе, объединив усилия граждан, общественных организаций, бизнеса и государственных органов», – отметил председатель Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Богдан Заставный.
Согласно социологическому исследованию, проведенному в пяти городах страны, в том числе в Петербурге, 73% курящих несовершеннолетних покупают табачную и никотиносодержащую продукцию в небольших магазинах и павильонах, 17% – в точках, торгующих нелегально: на уличных лотках, рынках, автолавках. Очень часто подросткам помогают взрослые. Как выяснил «Ромир», 40% курящих подростков периодически обращаются к взрослым с просьбой купить для них сигареты и таким образом приобретают эту продукцию. Покупка и передача табачной продукции несовершеннолетним является нарушением ст.20 п.1 15-ФЗ.
Стоит также отметить, что в России утвердили концепцию по противодействию потребления табака и другой никотинсодержащей продукции. Её цель – к 2035 году сократить число курильщиков с нынешних 29% до 21%, достичь максимального снижения показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с курением.