Яндекс.Метрика
  • Александр Гаврилов

Как система «Антисон» помогает снизить травматизм на транспорте

Комплекс состоит из двух блоков
Фото: предоставлено рекламодателем

Повышение безопасности на дорогах — одна из важных задач федерального значения. Ежегодный экономический ущерб от аварий в стране составляет около одного триллиона рублей, а количество ДТП со смертельным исходом остается очень высоким. Глобальная цель Правительства РФ — в ближайшие несколько лет свести к нулю смертность на дорогах, поэтому сегодня перед руководством транспортным предприятиям стоит задача снизить количество аварий и производственный травматизм. Один из эффективных способов добиться положительной динамики — внедрение системы мониторинга водителей «Антисон».

Главное — системный подход

В 2017 году на выставке «Безопасность и охрана труда» Россия присоединилась к международному движению Vision Zero («Нулевой травматизм»). Концепция была предложена Швецией в конце 1990-х и изначально предусматривала мероприятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения и снижение смертности в ДТП. В дальнейшем задачи программы серьезно расширились и охватили сферу охраны труда. Сегодня среди глобальных целей — формирование превентивных мер для предотвращения травм, аварий и происшествий на рабочем месте.

Проблема безопасности и охраны труда особенно актуальна для транспортной отрасли пассажирского и коммерческого автотранспорта. Аварии с участием грузовиков и автобусов имеют гораздо более ощутимые последствия из-за размеров и массы транспортных средств. Результатом становятся травмы водителей и пассажиров, которым сопутствует экономический ущерб от потери грузов, затрат на ремонт, убытков от простоев автопарка. Опыт реализации программы Vision Zero показывает, что ситуацию можно улучшить только с помощью системного подхода к управлению охраной труда.

По результатам исследования Центра цифровой экспертизы Роскачества, в 85% случаев причиной ДТП становится отвлечение внимания за рулем. Среди обстоятельств, которые способствуют снижению концентрации, эксперты называют сильное утомление и отвлекающие факторы внутри автомобиля: разговоры по телефону, чтение и набор смс-сообщений, курение, прием пищи за рулем. Несмотря на то, что инструкции предписывают водителям сохранять внимательность во время работы, немало сотрудников автопарков нарушают правила техники безопасности. По этой причине одно из важных условий внедрения системы «нулевого травматизма» — мониторинг состояния водителя.

Утомление водителя как причина ДТП

Сегодня режим труда и отдыха водителей контролируют тахографы, которые перевозчики обязаны устанавливать в каждое транспортное средство. Однако эти устройства способны только фиксировать разрешенное нормативами время нахождения за рулем и не учитывают степень утомления конкретного человека. Эту задачу решают «умные» системы мониторинга состояния водителя. Например, лидер этого рынка система «Антисон», разработанная группой компаний «КСОР», которая с 2019 года успешно применяется на общественном транспорте Москвы.

Создавая систему, специалисты XOR GROUP ориентировались на фундаментальные исследования в области психофизиологии водителей. За рулем человек испытывает постоянное эмоциональное напряжение. Водителю приходится постоянно наблюдать за дорожной ситуацией, причем в отдельные моменты его мозг работает на пределах своих возможностей. Однообразная поза за рулем и монотонные действия вызывают физическое и психологическое утомление.

Профессиональный водитель может долго не чувствовать первых признаков усталости. Однако со временем они начинают проявляться незаметно: увеличивается время реакции, ухудшается способность контролировать дорогу, снижается острота зрения, исчезает чувство скорости. Все в комплексе резко повышает риск аварии. Система «Антисон» эффективно распознает признаки раннего утомления по невербальным сигналам и моментально реагирует на опасную ситуацию.

Комплекс состоит из двух блоков. В кабину транспортного средства устанавливают программный модуль и ИК-камеру, которая ведет постоянную съемку. Видеопоток поступает в многоуровневую нейросеть, которая анализирует информацию и выявляет признаки утомления. В случае обнаружения тревожных сигналов водитель получает звуковое и световое оповещение, что помогает ему сконцентрироваться на дороге.

Сведения об инциденте поступают в единый центр мониторинга, где собираются в единой базе данных. Сохраняются сведения о скорости и геолокации транспортного средства, а также видеофрагмент, записанный при срабатывании системы. В дальнейшем сведения можно легко извлечь из архива и проанализировать вручную, а также выгрузить общую статистику по автопарку за любой период времени.

Какие признаки усталости выявляет система

Устройство «Антисон» работает с использованием целого комплекса инновационных технологий. В их число входит искусственный интеллект, интернет вещей и граничные вычисления (edge computing). Обработка и анализ информации происходит прямо на рабочем месте, что позволяет системе моментально реагировать на признаки раннего и уже развившегося утомления.

Сигнал срабатывает, если водитель:

- опускает голову («клюет носом») или долго смотрит в одну точку;
- закрывает глаза, часто моргает;
- потирает веки, постоянно прикасается к лицу;
- смотрит в сторону.

Система «Антисон» для водителя — дополнительная страховка от неоправданного риска. Сотрудники автопарков отмечают, что комплекс придает им уверенности, особенно в ночные и утренние часы. Центр мониторинга работает в режиме 24/7. Если диспетчеры видят признаки критической ситуации, они немедленно связываются с водителем.

Система мониторинга и техника безопасности на транспорте

В инструкциях по технике безопасности обычно перечислен ряд требований, которые должны выполнять водители. Среди обязательных правил: пристегнутый ремень, строгое следование по маршруту, запрет на курение и разговоры по телефону за рулем. Однако не всегда сотрудники автопарков неукоснительно выполняют инструкции, что приводит к опасным ситуациям и повышает риск аварий. Программный комплекс «Антисон» дает возможность отслеживать все факты нарушений, что в итоге положительно влияет на общую статистику.

Интеллектуальная система мониторинга подает сигнал, если водитель:

- курит или пользуется мобильным телефоном за рулем;
- забывает пристегнуть ремень безопасности;
- отклоняется от маршрута;
- отсутствует на рабочем месте продолжительное время;
- закрывает или отворачивает камеру.

По желанию клиента, информация об инцидентах может быть зафиксирована в личной карточке водителя, что в дальнейшем позволяет вести риск-профилирование сотрудников. В обычном режиме специалистам по охране труда приходится ориентироваться на факты аварий или нарушений ПДД. Информация центра мониторинга дает возможность вести профилактическую работу среди персонала и при выявлении склонности к излишнему риску отстранять водителей от работы или рекомендовать им пройти курсы повышения квалификации.

Поскольку все случаи фиксируются на видео, исключаются споры и возражения со стороны сотрудников. Если возникла нештатная или спорная ситуация, данные помогают определить, где именно находился водитель во время инцидента. Специалисты центра мониторинга отслеживают работу каждого комплекса и в случае неполадок или отсутствия изображения сразу информируют водителя.

Система «Антисон» позволяет вести фильтрацию событий и формирует отчеты о событиях, которые могут быть использованы в работе отделов по охране труда. К примеру, сводная статистика «Ксор Групп» показывает, что комплекс чаще всего фиксирует разговоры по телефону и курение на скорости 20-40 км/ч, а при более медленном движении сотрудники больше отвлекаются, смотрят по сторонам и отсутствуют в кадре. На высоких скоростях система в большинстве случаев реагирует на признаки усталости.

Результаты применения системы мониторинга

Сегодня система «Антисон» работает на общественном транспорте Москвы, реализуются пилотные проекты в ряде регионов России. Опыт ГУП «Мосгортранс» подтверждает эффективность от внедрения комплекса. За время его использования количество ДТП с участием автобусов, трамваев и электробусов снизилось на 26%. На 65% уменьшились потери компании из-за расходов на ремонт автопарка и убытков от простоев.

Снижение аварийности на дорогах — одна из главных задач разработчиков КСОР. Компания входит в число активных участников реализации мероприятий в рамках Стратегии повышения безопасности дорожного движения, цель которой — к 2030 году добиться нулевой смертности от дорожно-транспортных происшествий. Минтранс уже рекомендует устанавливать системы мониторинга состояния водителя в дополнение к тахографам. Эксперты полагают, что требование уже в ближайшее время может стать обязательным, если Госдума утвердит соответствующий законопроект.

Партнерский материал.

Фото: предоставлено рекламодателем
Закрыть