Яндекс.Метрика
  • Игорь Осочников

По улицам Петербурга поедет современный «Стиляга»

Дизайн нового петербургского трамвая представили в Екатеринбурге

В Екатеринбурге на международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2022» представители АО «Уралтрансмаш» представили внешний облик ретротрамваев, которые появятся в Петербурге в 2023 году. Как пояснили в СПб ГУП «Горэлектротранс», в феврале 2022 года был объявлен конкурс на приобретение в лизинг современных технологичных трамваев в ретростиле для центра Северной столицы. Победителем конкурса стало АО «Сбербанк Лизинг». А там в свою очередь выбрали в качестве производителя завод «Уралтрансмаш».

«Трамваи для Северной столицы по требованию заказчика стилизованы под подвижной состав 50-60-х годов XX века, – рассказал генеральный директор АО «Уралтрансмаш» Дмитрий Семизоров, выступая в рамках одной из панельных дискуссий форума. – За точку отсчета этот период выбрали потому, что именно тогда ленинградский трамвай был главным пассажирским транспортом, ведь метро в городе открылось только в 1955 году. Дизайнерские решения, примененные в экстерьере знаменитых ленинградских трамваев, нашли свое отражение в новых вагонах «Уралтрансмаша».

Житель Петербурга с первого взгляда узнает в новом вагоне фамильные черты заслуженного работяги ЛМ-57 производства Ленинградского вагоноремонтного завода. Именно его облик взяли за основу уральские дизайнеры и конструкторы.

Эти трамваи, Ленинградский моторный-57 (именно так расшифровывается аббревиатура ЛМ), впервые появились на улицах нашего города в 1957 году. От предшественников они отличались округлыми формами и повышенной комфортностью. Впервые в салоне и кабине появились отопление и штатные мягкие сиденья. За счет применения подрезиненных колес и новой конструкции тормозов вагон двигался намного тише. Радикально изменился и внешний вид. Вагон был разработан известным ленинградским архитектором, профессором Иосифом Ваксом, которого считают основателем школы ленинградского дизайна. На смену рубленым формам и прямым углам «Американок» пришли плавные линии, которые были подчеркнуты хромированными молдингами.

За элегантный внешний вид трамвай получил в народе прозвище «Стиляга». ЛМ-57 возил пассажиров почти тридцать лет – последние вагоны были сняты с линии в 1986 году.

Как отметили в «Горэлектротрансе», по условиям конкурса облик новых трамваев разрабатывали производители по мотивам внешности вагонов, работавших в Ленинграде в 50-60-х годах. В этот период в городе можно было встретить трамваи довоенного и послевоенного дизайна, тогда же стали появляться новые яркие вагоны с хромированными деталями. За точку отсчета этот период выбран не случайно: именно тогда ленинградский трамвай был на пике своей востребованности и популярности и основные перевозки приходились на него.

Теперь на улицы выйдет новый «Стиляга». Помимо современной конструкции, у него есть еще одно существенное отличие от прототипа. ЛМ-57 в силу многих причин не имел возможности возить прицепной вагон и использовался только в одиночном варианте. Новый трамвай будет поставляться в Петербург сразу в двух вариантах. Они получили названия по историческим районам Северной столицы. Это будут двенадцать двухсекционных четырехосных полностью низкопольных составов модели 71-421 «Петроградка» и сорок два трехсекционных шестиосных полностью низкопольных вагона двухстороннего движения модели 71-431 «Коломна».

Накануне единый стенд концерна «Уралвагонзавод», в который входит «Уралтрансмаш», посетил премьер-министр России Михаил Мишустин, которому представили макет ретротрамвая. Глава правительства высоко оценил дизайн и качество вагонов.

Закрыть