Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Денис Минкин: «Водителем современного трамвая быть престижно»

По мнению главы «Горэлектротранса», для города одинаково важно не только обновлять систему электрического общественного транспорта и готовить для него кадры, но и поощрять инновационную активность молодежи. А также уважать историю трамвайного и троллейбусного движения в Петербурге
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Такой подход лежит в основе программы развития электротранспорта «Сохраняя историю, движемся в будущее», одобренной губернатором Александром Бегловым. Под эгидой программы развития на ПМЭФ презентовали концепцию создания нового многопрофильного культурного пространства на базе нынешнего экспозиционно-выставочного комплекса «Горэлектротранса» в Василеостровском трампарке. Концепция, разработанная «Студией 44» по заказу ГЭТ, предполагает объединение трёх старинных депо в единый центр по изучению прошлого, настоящего и будущего электротранспорта с детской трамвайной дорогой, учебной базой, мультимедиатренажерами и концертным залом-трансформером.

– Почему идея нового выставочного пространства возникла именно сейчас?

– Это даже не идея, а целый комплекс идей. Достаточно сложный и, если хотите, историко-футуристический проект, на «созревание» которого потребовалось полтора года и немало сил. Его презентация не привязана ни к юбилеям, ни к датам, хотя в этом году и отмечается 115-летие петербургского трамвая. Да, с одной стороны, это знаковый проект, заглядывающий в будущее, а с другой, – это просто комплекс депо, которые нужно приводить в порядок. И если уж этим заниматься, фокусироваться на этой задаче, то нужно делать как следует. Уникальная коллекция раритетных трамваев и троллейбусов «Горэлектротранса» очень интересна, но сам подход их экспонирования устарел с точки зрения интерфейсов и технологий сегодняшнего дня, востребованных среди молодежи.

– В чем это проявляется?

– Пространство старинных депо на Васильевском острове нужно обновлять, обыгрывать дополненной реальностью, компьютерными технологиями, сервисом, культурной программой. Экспозиция будет состоять из семи тематических разделов, посвященных основным историческим этапам развития петербургского электротранспорта от конки до инновационных троллейбусов с увеличенным автономным ходом, а также интерактивному изучению прогресса электричества и современным методам его применения на транспорте. Кроме того, сейчас такое время, когда очевидно, что при всем развитии технологий будущего нельзя забывать об истории.

Тем более если речь идет о нашем городе, в котором особенно трепетно относятся к истории блокадного трамвая. Мы чтим подвиг ленинградских трамвайщиков, и мимо этой темы пройти нельзя, она очень емкая и для чувств, и для изучения, и для воспоминаний. Но такой круглогодичной тематической экспозиции у нас нет. Концепция предусматривает создание зала, полностью посвященного блокадному трамваю и восстановлению трамвайно-троллейбусного хозяйства после войны. Хотя до сих пор еще возникают вопросы о целесообразности такой «непрофильной» нагрузки на «Горэлектротранс», как экспозиционно-выставочный комплекс. Если говорить об опыте Москвы, там есть два музея сходной тематики: городского транспорта и коммунального хозяйства. И оба они финансируются из бюджетных источников.

– Будете работать с инвесторами?

– В концепции запланировано создание большой сцены. Нужна ли она? Да, потому что у нас сейчас в депо (и в гораздо более скромных условиях) уже проходят концерты классической и джазовой музыки, которые пользуются большой популярностью. Например, ко Дню города симфонический оркестр под руководством Михаила Голикова давал вечерний концерт «Ночь в музее-2». Антураж музейной коллекции оказался очень комплиментарным для таких проектов. Поэтому новый современный концертный зал будет совершенно точно весьма заметным в городе. Но это уже бизнес, причем не «Горэлектротранса».

Или, скажем, согласно современным стандартам, подобные общественные пространства предполагают наличие рекреационных зон и различных точек питания. И этим тоже не мы должны заниматься.

Но моё мнение, что можно выбрать такую модель, при которой государственное управление будет сочетаться с небольшими бизнес-проектами, чтобы не обременять бюджет.

– Можно ли говорить о каких-нибудь конкретных сроках реализации представленного проекта?

– Концепция уже разработана, поэтому сейчас уже можно начинать работу над проектом. Думаю, на это уйдет ещё года полтора. Надеюсь, у нас все получится. К тому же наш проект имеет все шансы стать не только новой точкой притяжения для горожан и туристов, но средством для решения социальных задач. Например, помогать в профориентации молодежи.

– Профессия водителя трамвая или троллейбуса будет престижной?

– Да, будет. Потому что она становится в самой высокой степени технологичной и наукоемкой, что отвечает интересам современной молодежи. Ведь подвижной состав, который у нас появляется, тоже современный, и управление им подразумевает овладение новейшими компьютерными системами.

Например, в скором времени собираемся выпускать на городские линии трамвай «Богатырь», который кардинально отличается от тех, что поступили к нам даже год назад. Таких трамваев нет нигде у нас в стране, и, думаю, в мире тоже. Скажем, на нем установлена система активной безопасности, в состав которой входит не только камера, но и радиолокатор с фазированной антенной решеткой, работающий в миллиметровом диапазоне (подобные устройства применяются для управления ракетами). Система видит все предметы впереди, определяет расстояние до них и скорость движения, подсказывает водителю алгоритм действий.

– Но в таком случае водитель становится всего лишь «придатком» своеобразного автопилота.

– Ничего подобного. Наоборот, получается интересная модель взаимоотношений, потому что реакция компьютерной системы будет зависеть от психомоторики человека. Она ведь не сразу должна резко тормозить в экстренных случаях, а давать водителю возможность управлять самому. При этом возникает вопрос: а кто будет тренировать систему и водителей, «приучая» их друг к другу? Получается, что возникает необходимость в появлении целой номенклатуры новых профессий, тесно связанных с развитием цифровизации. Разве это не перспективно для молодежи?

– А зарплата? Одними перспективами сыт не будешь.

– Мы сейчас все делаем, чтобы сделать зарплату в отрасли ГЭТ конкурентоспособной. Например, создали у себя систему кадрового резерва. Мотивируем сотрудников учиться. Это может показаться странным, что водитель трамвая идет получать высшее образование, но у нас именно так и происходит. По-другому в нынешних условиях нельзя.
Кстати, если зайти в Москве в центральную диспетчерскую, откуда осуществляется управление городским транспортом, то поначалу может показаться, что вы оказались в ЦУПе космодрома. Но я уверен, что у нас есть все возможности не отстать от Москвы.

– Нет преувеличения в сравнении современного трамвая с космическим кораблем?

– Наш трамвай уже близок к этому. Правда, с моей точки зрения, самым сложным устройством, которое изобрел человек, является подводная лодка. Поэтому лучше уж сравнивать трамвай с ней. Думаю, его развитие и дальше пойдет в этом направлении, вплоть до внедрения принципиально новых систем комфорта и управления.

– О какой еще социальной задаче можно говорить применительно к новому экспозиционному комплексу?

– О формировании у жителей города лояльного отношения к общественному транспорту. Ведь наша стратегическая цель – пересадить на него как можно больше автомобилистов. Задача, конечно, непростая. Во-первых, нужно, чтобы трамваи и троллейбусы были не менее комфортными, чем личные автомобили. Но этим мы сейчас как раз занимаемся. И новый подвижной состав в этом смысле уже ничем не хуже (а то и лучше) машин. Во-вторых, общественный транспорт должен перемещаться по городу быстро и без помех. Над этим тоже работаем – формируем скоростные маршруты. Сложнее переформатировать менталитет. Вот наше многопрофильное выставочное пространство и будет в этом помогать. Посмотреть и оценить посетителям там будет что.

– Кстати, о новых кадрах. К лету «Горэлектротранс» полностью реконструировал принадлежащий ему детский оздоровительный лагерь «Зарница», расположенный близ Лесколовово во Всеволожском районе. Уже с малых лет собираетесь готовить специалистов?

– Вообще-то, это очень серьезный вопрос. И о нем не грех бы задуматься всем руководителям высшего уровня. Насколько я знаю, в советское время в Ленинградской области было не меньше 300 пионерских лагерей. Сейчас 80. Пока ездили в Турцию и на Мальдивы, с летним отдыхом детей все было более-менее терпимо. А что делать теперь? Поэтому, на мой взгляд, восстановление таких лагерей не менее важная государственная задача, чем перевозка пассажиров. А для «Горэлектротранса» было делом чести сохранить этот непрофильный актив. Детям летом надо где-то отдыхать, надо быть здоровыми людьми, сдавать ГТО. Это не патетика: у меня своих трое детей, двое внуков уже, я эту задачу на практике понимаю.

Поэтому мы и занялись реконструкцией лагеря, чтобы сделать его современным и всесезонным. По качеству он сейчас выше среднего – с кирпичными корпусами и шикарными душевыми на каждом этаже. Для работников ГЭТа он работает в очень льготном финансовом режиме: цена путевки ниже, чем на рынке. Но, например, со второй смены лагерь загружен, в том числе по путевкам по полной цене. На днях в «Зарницу» по моему приглашению приезжал председатель Федерации спортивного ориентирования Петербурга. Откартографировали всю территорию, и будем делать здесь тренировочные и соревновательные сборы, а сам лагерь перейдет в режим круглогодичной работы.

– Если уж говорить об умении восстанавливать, то «Горэлектротранс» ведь еще принимает участие в оказании помощи городу-побратиму Мариуполю. В чем она заключается?

– Перед нами стоит задача восстановить там движение электрического общественного транспорта. В Мариуполе, несмотря на сложную оперативную обстановку, удалось сохранить подвижной состав. Гораздо больше пострадала энергетическая система. Но главное, что остались сотрудники, опыт которых очень высок. Поэтому мы будем помогать запчастями и «железом». Собираемся запустить пилотную трамвайную линию. К 1 июля наши коллеги в Мариуполе должны закончить прорисовку этого маршрута и сделать ревизию всей инфраструктуры. Думаю, что за лето все проектные решения уже будут готовы.