Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Скорая слушает: как работают те, кто первым получает сигнал о помощи

Четко отвечать на вопросы фельдшера по приему вызовов, точно следовать рекомендациям старшего врача и не поддаваться панике – от этого зависят здоровье и жизнь тех, к кому мы вызываем скорую помощь
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Центральная подстанция Городской станции скорой медицинской помощи – это настоящий центр принятия решений по каждому обращению, поступающему по телефонам 03, 103 и службы «112». Два больших зала, в которых дежурят фельдшеры по приему вызовов: отдел приема вызовов, работающий с населением, и отдел направления, работающий с выездными бригадами.

На центральной подстанции круглосуточно дежурят старшие врачи (2 – в отделе приема, еще 2 – в отделе направления) и врачи-консультанты, взаимодействующие в первую очередь с бригадами на вызовах: кардиолог, невролог, психиатр, токсиколог, педиатр-реаниматолог. Руководство обоими отделами осуществляет старший врач смены, который одновременно является и оперативным дежурным Комитета по здравоохранению. Мы посмотрели, как это работает.

Отвечать на вопросы

Сегодня в отделе приема вызовов дежурит старший врач Владимир Федулов. Его общий стаж работы на скорой помощи – 45 лет, 25 из них он проработал в выездных бригадах скорой медицинской помощи разной специализации.

«Звонок по 03 поступает фельдшеру по приему вызовов. Это специалист со средним медицинским образованием, как правило, с опытом работы в выездных бригадах скорой помощи. Первые его вопросы – про адрес и наличие дыхания и сознания у больного или пострадавшего, потому что основная задача фельдшера по приему вызовов – определить срочность поступающего обращения. Если вызов является критическим, то время приема вызова максимально сокращается. Достаточно знать адрес, район и контактный телефон. Тридцать секунд – и экстренный вызов передан бригаде. Следующий шаг: переключение звонка на старшего врача. Тот первым делом задает вопрос про наличие дыхания у больного и, если его нет, спрашивает, готов ли обратившийся оказывать первую помощь», – рассказывает Владимир Федулов.

Если человек готов, это значительно увеличивает шансы на благоприятный исход. Старший врач четко указывает, что надо делать, параллельно выясняя состояние и реакции больного. В это время бригада уже в пути. Старший врач, инструктируя родственника пациента, одновременно следит за перемещением бригады и при необходимости связывается с ГИБДД по прямой линии связи.

Заведующая центральной подстанцией Людмила Репина вступает в разговор: «Самое главное: донесите до читателей, что очень важно четко отвечать на вопросы фельдшера по приему вызовов. Ведь он за 30 секунд должен понять, насколько экстренная ситуация и переключить звонок на специалиста. Все вопросы далеко не праздные и написаны, как говорится, кровью. Есть разница между клинической смертью, остановкой дыхания и просто болями в сердце, и фельдшер по приему вызовов ее определит, если вы будете внятно отвечать на вопросы».

Ущипните и вверх тормашками

«Маленький ребенок не дышит», – задыхающийся от волнения голос.

Фельдшер по приему вызовов моментально реагирует: «Отвечайте на мои вопросы: район, улица, дом, корпус, квартира, ваш телефон... Ваш вызов принят. Не отключайтесь. Переключаю на врача».

От такого командного голоса женщина на том конце провода слегка приходит в себя, истерика останавливается, она уже в состоянии отвечать на вопросы старшего врача. Старший тем временем выясняет, что могло случиться с ребенком, и четко командует, что надо сделать.

«Ребенку нет года? Берем ребенка за щиколотки, быстро поворачиваем вверх тормашками. Стучите между лопатками, а пальцем шебуршите по корню языка. Дышит немножечко? Продолжайте. Вырвало?» – мы слышим плач ребенка, который несколько секунд назад не дышал.

Термины совсем не медицинские, но разговор с человеком, находящимся в состоянии паники, должен быть на обычном бытовом языке – термины он не поймет. Со стороны выглядит немного странно, но именно это простое и всем понятное «вверх тормашками», «шебуршите», «ущипните за пятку» и помогает.

К сожалению, даже такие четкие команды готовы выполнять далеко не все. Рыдающие мать и бабушка звонят с той же проблемой – ребенок не дышит. Но вместо четкого выполнения указаний медиков начинается истерика с криками: «Сделайте что-нибудь!» – и, в конце концов, бросают трубку, даже не сказав адреса.

«Врачу очень сложно бывает координировать население. Пока нас не услышат на том конце провода, никакие «Помогите!» не помогут. 70% фельдшеров по приему вызовов – высшей квалификационной категории, они понимают, что там – беда, и знают, как правильно задать вопрос. Главное – его услышать», – уточняет Людмила Репина.

Параллельно людей стараются успокоить. Да, скорая выехала, но почти всегда человек, находящийся рядом с пострадавшим, может помочь до приезда бригады медиков. Простейшие манипуляции – положить пострадавшего без сознания на бок, чтобы не было западения языка и асфиксии; сделать непрямой массаж сердца человеку без дыхания – могут спасти жизнь. Как бы ни спешила скорая, на это могут уйти драгоценные минуты. Поэтому главное – поддержать жизнь до прибытия бригады.

«За сутки в среднем каждый из старших врачей проводит 80 подобных консультаций. Помощь до приезда бригады требуется при сердечных патологиях, нарушении мозгового кровообращения, травмах, кровотечениях. Но 99 процентов людей не знают, что надо делать до приезда скорой. Запихивают валидол в рот человеку без сознания, пытаются делать непрямой массаж сердца, оставляя пострадавшего на мягком диване, и из-за этого ломают ему ребра. Население не готово оказывать первую помощь даже под телефонным руководством врача. Они эмоционально напряжены – мы понимаем, что у них беда, они волнуются. Но если правильно управлять, поддаются», – говорит Владимир Федулов.

Он настаивает на том, что население надо обучать навыкам первой помощи. Запускать по телевидению утром и вечером 5-минутные ролики о первой помощи. Самые простые методы, которые могут быть так важны.

Дышим и кричим за них

Телефоны в отделе приема вызовов звонят беспрерывно. На экранах высвечиваются номера абонентов, но диспетчер все равно уточняет у каждого звонящего номер телефона – случается, что звонок поступает с одного номера, а телефон для связи – другой. Доступность связи важна не меньше, чем точность адреса, и от нее зависит оперативность доезда бригады скорой.

Сотрудники центральной подстанции в шутку говорят, что их работа – это почти как сидеть на «электрическом стуле». Никогда не знаешь, какой звонок будет следующим. От вопроса – как удалить клеща – до вызова к пациенту в состоянии клинической смерти.

«Малыши глотают детали от игрушек, гайки, давятся твердой пищей, захлебываются в ванной во время купания. Не скрою: иногда поражает реакция близких. Например, мама переставшего дышать грудничка почему-то звонит своему мужу на работу, а не в скорую помощь. Мы тратим драгоценное время, пытаясь найти ее телефон, чтобы давать рекомендации непосредственно ей, а не отцу, который вдалеке вряд ли чем-то сможет помочь», – разводит руками Владимир Федулов.

Очередной звонок – младенец захлебнулся молоком и перестал дышать. И опять инструктаж «на доступном языке» с описанием последовательности действий при оказании первой помощи месячному малышу. Мама, к счастью, слушает и делает. И вот уже слышим треньканье домофона – бригада скорой подъехала – и параллельно – крик малыша.

«Одно дело, когда ты работаешь с пациентом непосредственно на вызове, а другое, когда ты только слушаешь и говоришь. Поняли ли тебя на том конце провода? Правильно ли они все делают? Иногда хочется встать и все сделать самому, таков эмоциональный накал. Но какое счастье от этого раздающегося в трубке крика! Живой!» – признается Владимир Федулов.

«Проводишь такое медицинское пособие – первую помощь – и чувствуешь, что там – еще одна спасенная жизнь, – дополняет Людмила Репина. – От этого огромное чувство удовлетворения, за это мы и любим свою работу. Все, кто приходит работать на центральную подстанцию, знают, что это тяжелый труд, но выполняют его как должно».

В среднем за сутки на центральную подстанцию поступает от 5000 до 7000 обращений. Часть из них переключается на районные отделения скорой медицинской помощи. Выездные бригады Городской станции скорой медицинской помощи выполняют 1600-1800 вызовов в сутки. Примерно в 10 процентах из них проводятся консультации по оказанию первой помощи пациенту до прибытия бригады.

На заметку

Напомним, в Петербурге недавно прошла первая в России Олимпиада по первой помощи. Профессионалы – врачи и сотрудники МЧС, а также добровольные спасатели, пожарные, студенты и школьники соревновались в навыках оказания первой помощи. Мероприятие прошло настолько успешно, что решено сделать его ежегодным во имя главной цели – научить навыкам первой помощи жителей Петербурга, превратить принципы ее оказания в национальную идею страны.