Яндекс.Метрика
  • Оливия Ланкастер

Анна Лебедь: «ТЮЗ – это мой родной театр, мой дом»

Актриса отмечает десятилетний юбилей службы в театре

Неординарная, харизматичная, с глубоким грудным голосом и потрясающим чувством юмора актриса Анна Лебедь отмечает десятилетний юбилей службы в ТЮЗе им. Брянцева. «Петербургскому дневнику» она рассказала, как научиться играть на тубе, как получить роль своей мечты и что делать, если вышел на сцену не в том сценическом образе.

 Анна, у каждого актера свой путь в ТЮЗ. Как вы оказались в этом театре?

– Мы с моим курсом Ярославского государственного театрального института показывались в Москве на фестивале «Твой шанс». Это такая своеобразная «ярмарка невест» студентов театральных вузов. Там меня присмотрел Адольф Яковлевич Шапиро, который был худруком ТЮЗа. Не только меня одну, но и моих однокурсников, которые участвовали в спектакле «Дембельский поезд». Их он взял сразу вместе с постановкой – она потом шла у нас на Малой сцене. А я в «Дембельском поезде» не играла, поэтому Шапиро попросил меня позвонить ему через год. Это оказалось очень мудрым решением с его стороны. Год я проработала в Краснодарском театре драмы и успела сыграть несколько больших ролей, в том числе Агафью Тихоновну в «Женитьбе» Гоголя. Поэтому в ТЮЗ я пришла уже с неким актерским багажом, который здорово мне помог в работе.

– Вы помните свой первый выход на сцену ТЮЗа?

– Да, это было забавно, так как мой дебют должен был состояться в одном спектакле, а в результате произошел в другом. Я активно репетировала роль Кудлатой курицы в постановке Александра Кузина «Датская история» и для этого училась играть на тубе. Ходила по театру и постоянно музицировала. За этим занятием меня застал другой режиссер – Георгий Васильев, который в это время готовился к выпуску «Иудушки из Головлева» на Малой сцене. Он остановился, посмотрел на меня и сказал – «Хм, подойдите, пожалуйста, ко мне! Мне нравится, как вы выглядите с тубой. Я хочу, чтобы вы поучаствовали в моем спектакле с этим инструментом». Таким образом, первый раз на сцену ТЮЗа я вышла в «Иудушке из Головлева». У меня там было две небольших роли. Первая – какая-то птичка. Я выходила на помост и кричала, как чайка. А вторая роль – я играла на тубе. В «Датской истории» я тоже сыграла, но это уже была не первая роль

 Аня, как можно самостоятельно научиться играть на тубе?

– Я, конечно, не виртуоз тубы. Я умею играть только определенные несложные мелодии. Перед спектаклем «Датская история» один профессиональный музыкант показал мне, куда дуть и на какие кнопочки нажимать. Любопытно, что после этого у меня в театре образовалось сразу три роли, в которых я играла на тубе. Как только шла речь о том, что в спектакле должен звучать музыкальный инструмент, сразу вспоминали о моем умении играть на тубе! Это было уже даже смешно.

– Как вы вообще стали актрисой? Из какой вы семьи?

– Я не из актерской семьи – ближе к математикам. Бабушка – педагог по алгебре и геометрии, мама – экономист-бухгалтер, папа –  инженер-строитель. У меня в школе было хобби – художественное слово. Мне удивительно повезло с учителем литературы – это был настоящий поэт, член поэтического сообщества. Он разглядел во мне любовь к поэзии, и мы в тандеме готовили стихотворные выступления, которые представляли на конкурсах. На одном из них я получила Гран-при. После этого ко мне подошла завкафедрой Рязанского института культуры и сказала, что мне стоит попробовать себя в актерском плане. Она посоветовала педагога, у которого была театральная студия, и я занималась у него всю старшую школу. С этой студией я даже участвовала в Дельфийских играх и завоевала золотую медаль. После окончания школы в родной Рязани я в театральный не поступила, зато узнала, что в Ярославле курс набирает замечательный мастер Александр Сергеевич Кузин. Мне посчастливилось к нему поступить, и это было потрясающе – я оказалась на своем месте. У нас сложился уникальный курс. Кстати, многие мои однокурсники потом стали моими коллегами по ТЮзу – Настя Казакова, Андрей Слупухин, Ваня Стрюк.

– ТЮЗ – уникальный театр, в котором актер может выразить себя и в ролях детского репертуара и в образах для взрослой аудитории. Что вам ближе?

– Мне всегда очень комфортно играть в детских спектаклях. Мне кажется, это очень здорово, и самое главное – это мало кто умеет. Если детский спектакль поставлен так же интересно, так же с душой, как и взрослый, это замечательный вариант. У нас в ТЮЗе много отличных постановок для юных зрителей. Это и «Том Сойер», и «Денискины рассказы», и «Сказка о царе Салтане», и «Плыл кораблик белопарусный». И, конечно, наш фирменный «Конек- горбунок». Я не только играю в нем, но и несколько раз смотрела его со своим пятилетним сыном как зритель и могу сказать, что этот спектакль производит впечатление. Несмотря на его почтенный возраст, он невероятно актуален. Из-за своих масштабов, музыки, песен, оркестра, сильного поэтического материала «Конек» держит внимание зала и ни на минуту не отпускает его. Мой сын смотрит с замиранием и не может оторваться. Свои «взрослые» роли я тоже очень люблю. «Зимняя сказка», «Маленькие трагедии», «Ленька Пантелеев. Мюзикл», «Обрыв», «Время Ч», «Урок», «Иванов» дают мне возможность раскрыться как актрисе и проявиться в самых разных образах.

 Роли находят вас или вы сами их находите?

– Актер – человек подневольный. Роли распределяет режиссер, и ты можешь только согласиться с ним или нет. Иногда бывает, попадается материал, ты его читаешь и понимаешь, что это прямо твое. Когда Уланбек Баялиев решил поставить «Зимнюю сказку» Шекспира, он собрал труппу и раздал нам сценарий. Я прочитала и сразу поняла, что Паулина – это моя роль, но Уланбек отдал ее другой актрисе. Я подошла к нему и сказала, что он ошибся. Он посмотрел на меня и сказал – «приходи, попробуй». После первой репетиции я получила эту роль.

– А так можно было?

– Нет, не всегда можно и не всегда я так делаю. Честно говоря, это был единственный раз, когда я так поступила. Потому, что обычно когда я читаю материал, я понимаю, что у меня может получиться та или иная роль, но, в принципе, это место может занять кто угодно. А в случае с «Зимней сказкой» я поняла, что стопроцентно попадаю в этот образ. Мои предположения подтвердило и то, что за эту роль я была номинирована на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» в категории «Лучшая женская роль второго плана».

 Работа актера – это зачастую стресс. С вами случалось что-то экстраординарное за время работы в театре?

– Конечно. Как-то я должна была играть в «Коньке-горбунке». Утром проснулась от телефонного звонка моей коллеги: «Аня, через 5 минут спектакль, ты где?» А я в этот момент в кровати открываю глаза. Я тут же кинулась в такси и поехала в театр. Звоню моей коллеге: «Надень мой костюм, выходи в роли отрока, а я постараюсь успеть к сцене «базара», надену твой костюм и выйду вместо тебя». Запыхавшись, я влетела в гримерку, оделась девушкой «из народа» и поняла, что моя короткая стрижка не подходит к этому образу. Там у всех либо косы, либо платки, либо шапки. Я наспех схватила какой-то подвернувшийся под руку платочек, завязала его как бабушка и тут поняла, что не хватает лаптей! Увидела в углу кедики с плетеной оборочкой, надела их и так выбежала на сцену. Начала изображать народ. Тут вдруг ко мне медленно подплывает народная артистка России Татьяна Петровна Ткач и трагическим шепотом говорит: «Уйдите со сцены в таком виде!» И я так же медленно, как она, уплыла со сцены в своем странном костюме. Потом пришлось писать объяснительную записку.

– Как вы сейчас чувствуете себя в ТЮЗе? Что для вас значит этот театр?

– ТЮЗ – это мой родной театр, мой дом. Это место, где меня приютили и дали мне большие возможности, которые мне удалось использовать. Здесь я живу, работаю в замечательном коллективе, который могу назвать своей семьей. В нашем театре есть такие плюсы, которые трудно на что-то променять. В ТЮЗе никто никого не будет сталкивать, подталкивать, ставить подножки. В нашем творческом коллективе очень здоровая атмосфера. В ней очень комфортно существовать.

Закрыть