Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Ораниенбауме завершилась реставрация: 2 июля там откроется павильон Катальной горки

Это единственный сохранившийся в России памятник подобных увеселительных сооружений 18-го века
Фото: Марина Алексеева/«Петербургский дневник»

Сегодня название «Катальная горка», как и слово «павильон», мало подходят к шедевру Антонио Ринальди. Горки нет уже с XIX века. А само здание, возвышающееся, подобно маяку на высоком береговом уступе, вполне достойно именоваться дворцом.

13 лет понадобилось для того, чтобы возродить к жизни главное сооружение Верхнего парка Ораниенбаума. Зато теперь посетители смогут увидеть своими глазами все парадные интерьеры, прогуляться по балкону, с которого виден залив, и даже заглянуть в цокольный этаж, где на кирпичных стенах оживают фигуры прекрасных фрейлин.

Единственные в стране

Входить в павильон Катальной горки немного непривычно. Никто не требует обязательных в таких случаях бахил. Но зато просят быть внимательными. Ведь ступать приходится в буквальном смысле по стеклу – так сегодня выглядит современный пол, установленный поверх исторического.

«Уникальность пола в том, что это единственные в своем роде полы из искусственного мрамора XVIII века в России, больше их нигде не сохранилось. Поэтому было сделано специальное покрытие, которое позволит им сохраниться как можно дольше, несмотря на поток туристов», – объяснила хранитель музейных предметов Павильона Катальной горки Елена Макашова.

Она рассказала, что полы из искусственного мрамора были выполнены итальянским мастером Гаэтано Спинелли в 1760-х годах. Даже в годы войны они сохранились в Круглом зале и в Штукатурном кабинете, утратив в послевоенные годы не более 10% своей красоты.

Вернули цвет

Прежний облик возвращен и парадным интерьерам. Круглый зал, Штукатурный и Фарфоровый кабинеты, лестница и Вестибюль сохранили как общий художественный замысел, так и отделку 1760-1770-х годов, выполненную ведущими итальянскими мастерами, работавшими в то время в России.
Заглядываем в Фарфоровый кабинет, который называют жемчужиной «Катальной горки». Здесь на полочках-консолях расставлены 34 фигуры, заказанные Екатериной в честь победы в Чесменском сражении по эскизам Ринальди в Мейсенской мануфактуре.

Миниатюрные фигурки – предмет особой гордости музейщиков. Показывая на историческую группу «Боевой слон II», заведующая сектором «Собственная дача» отдела «Хранение и изучение памятников Ораниенбаума «ГМЗ «Петергоф» Татьяна Сясина рассказывает: «Нам удалось приобрести нашего родного слона XVIII столетия. Его подставка – часть ноги, погонщик и хобот хранились у нас, а сам слон был украден в революционные годы. И вот сейчас мы его отреставрировали, он встал на свое место, где не был 170 лет».

Еще один предмет гордости – это исторический цвет павильона, который вернули ему реставраторы. «Вот видите, здесь на стене расчистка. И мы по ней установили аутентичный цвет. И если вы приглядитесь внимательно, то увидите, что он точь-в-точь как сегодняшний колер на стене», – обращает внимание на оттенок здания начальник экспозиционной службы Государственного музея-заповедника «Петергоф» Нино Вахания.

«Воссоздание всех цветов 18-го столетия – один из важнейших моментов реставрации Павильона. Для нас музеефикация объекта «Катальная горка» на XVIII век была главенствующей», – добавляет Татьяна Сясина.

Фото: Марина Алексеева/«Петербургский дневник»

Горка длиной полкилометра

По узкой винтовой лестнице спускаемся вниз. И впервые в истории павильона видим экспозиция «кухонь» первого этажа, а также цокольный этаж с полностью раскрытой исторической кладкой XVIII века, на которую спроецированы фигуры дам и кавалеров из придворной свиты.

Наконец, перед нами макет катальной горки, в честь которой павильон и получил свое название. По замыслу Екатерины весь комплекс должен был служить исключительно для развлечений. Сюда приводили гостей во время визитов в Ораниенбаум, устраивали парадные обеды с участием «чужестранных министров». И, порой рискуя жизнью (однажды Екатерина чуть не разбилась), спускались с горки.

Как выглядели те самые горки, сегодня можно увидеть на макете, созданном по оригинальному чертежу, и на экране, где этот опасный путь воспроизводится во всех деталях. Сама уникальная конструкция не сохранилась, ее из-за ветхости разобрали еще в начале XIX века и восстанавливать не будут.

Экскурсоводы рассказывают, что комплекс Катальной горки был поистине грандиозным. Размер всего ансамбля составлял 532 метра, длина горки – около 300 м. Спусковая площадка располагалась на высоте 20 метров, от нее шли несколько скатов.

«Из-за того, что площадка была большой по высоте, около 20-22 метров, коляска сразу резко уходила вниз, приобретала большую скорость и по инерции двигалась дальше. Сначала первый всход, потом вниз, потом на второй всход, снова вниз. Всего было три таких всхода», – уточняет Елена Макашова.

Рядом можно увидеть коляску, специально сконструированную известным русским механиком Андреем Нартовым для такого случая. Гости в ней разгонялись до 40 километров в час. Дамы сидели, а мужчины весь путь преодолевали стоя на подножке. Большая работа проделана и для регулирования климата внутри дворца.

«Это система кондиционирования, охлаждения воздуха и подогрева в зимний период до консервационной температуры, при которой правильно хранить музейные предметы», – уточняет Татьяна Сясина.

2 июля 33-й музей, входящий в ГМЗ «Петергоф», откроет свои двери для посетителей.

«Мы шли к этому 13 лет. По значимости это один из самых уникальных музеев, потому что подобного павильона в России не сохранилось. Петергоф и Ораниенбаум скоро пополнят свою корону еще одной жемчужиной», – подчеркнул врио генерального директора ГМЗ «Петергоф» Роман Ковриков.

Фото: Марина Алексеева/«Петербургский дневник»
Закрыть