Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Как студент построил трамвайную линию на дачном участке

За год трамвай может перевезти несколько сотен человек
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

По-настоящему увлеченные люди не привыкли определять грань между хобби и реальной жизнью. Да, наверное, им это и не нужно. Другое дело – их близкие, ведь тут, как говорится, возможны варианты. Но для молодого человека, с которым встретился «Петербургский дневник», все сложилось более чем удачно.

Судьба первопроходца

«Я «заболел» железной дорогой лет с восьми, – рассказывает Владислав Иванов. – Дело в том, что совсем рядом с нашей дачей в Большой Ижоре проходит промышленная железнодорожная ветка, на которой в 2008 году снимали фильм «Край». И когда я там впервые увидел в движении настоящие, «живые» паровозы, то понял, что это «край» и для меня. Я просто влюбился в железную дорогу! Увидев, что с возрастом мое увлечение только разгорается, папе удалось сводить меня в настоящее депо Санкт-Петербург-Московский-сортировочный. Самое интересное, что сейчас я туда устроился по свободному графику слесарем по ремонту паровозов, совмещая работу с учебой в Электромеханическом техникуме железнодорожного транспорта им. А.С. Суханова».

Примечательно, что родители Владислава не имеют к «железке» никакого отношения, потому он в шутку называет себя первопроходцем в семье. Но, что гораздо важнее, подобное увлечение никто не ставит ему в укор. Хотя ради этого даже пришлось немного потесниться на дачном участке.

«Когда я сказал, что хочу построить нашу собственную небольшую ветку, папа меня сразу поддержал, – говорит Владислав. – И мама, немного поразмыслив, тоже. Она сказала, что, возможно, это поможет справиться на даче с беспорядком».

Но при чем тут трамвай? А при том, что опять все решил случай. В 2019 году Владислав познакомился с энтузиастом, который построил копию старинного трамвая, и это побудило молодого человека откорректировать свои дачные планы. Тем более что подобное транспортное средство своими силами собрать гораздо легче, чем паровоз. Особенно потому, что новый знакомый Владислава предложил еще и воспользоваться его мастерской. Все-таки не зря говорят, что рыбак рыбака видит издалека.

Польза от старого каталога

В качестве прототипа был выбран один из образцов продукции фирмы Артура Коппеля, производившей весь спектр оборудования для узкоколеек, которая на рубеже XIX-XX веков была довольно известной не только в Европе, но и в России. Например, в Петербурге даже был открыт крупный филиал этого предприятия (после революции, кстати, включенный в состав завода «Электросила»). Коппель особенно славился тем, что был готов выпускать продукцию под любые требования любого заказчика. Скажем, те же трамвайчики могли быть аккумуляторными или с пантографами как сверху, так и сбоку. Услужливость Коппеля оказалась востребованной даже спустя век.

«В Интернете мы с папой нашли огромный оцифрованный каталог этой фирмы с фотографиями и подробными чертежами и благодаря этому подобрали «экспонат» уже под свои запросы и интересы, – поясняет Владислав. – Нам особенно приглянулся вариант с аккумулятором. Так что никакой отсебятины не допускали – делали все максимально приближенно к оригиналу. За исключением габаритов, конечно. Так как у Коппеля вся продукция была рассчитана на колею шириной всего 600 миллиметра, то мы решили уменьшить все размеры в два раза, чтобы было удобно масштабировать».

Материалы для создания трамвайчика и путевого полотна приобретались на обычных стройбазах. Само же строительство выполнялось собственноручно (владелец мастерской тоже оказывал посильную помощь), за исключением некоторых особо сложных деталей. Например, изготовление изогнутого металлического каркаса для покатой крыши вагона пришлось поручить профессиональным токарям из Старой Руссы.

Маршрут №1: от смородины до бани

На все про все ушло два года. Одним из непростых моментов была и разработка маршрута на не слишком просторном дачном участке. Для этого действительно пришлось не только навести порядок, но и даже пересаживать некоторые плодовые кусты. Кое-где понадобилось и выровнять рельеф, ведь пути сооружались по всем правилам – с насыпью и соблюдением уклонов. Ветка, правда, получилась изогнутой, с крутыми поворотами и отводными «усами» (для этого потребовалось сооружать даже переводные ручные стрелки), но это только добавило изысканности дачному трамвайному маршруту.

«Сейчас протяженность колеи у нас примерно 150 метров, – рассказывает Владислав. – Но мы с папой хотим закольцевать маршрут, доведя длину пути до 270 метров. Ведь выяснилось, что на нашем трамвайчике не только приятно кататься по участку, но с его помощью можно и перемещать различные грузы по хозяйству. Например, собираемся перестраивать сарай, вот и будем доски перевозить. Для этого, наверное, придется еще тендер построить или дополнительный грузовой вагончик, но это теперь не так сложно».

Зато уже пришлось возвести открытый вокзал, внешний вид которого, как признается Владислав, навеян формами и украшениями Балтийского вокзала: здесь тоже используются кованые детали конструкции. Зачем он нужен? А для того, чтобы можно было с многочисленными гостями (количество которых постоянно увеличивается благодаря странице Владислава в социальной сети) спокойно попить на импровизированной платформе чай из самовара.

«Вообще-то, вокзал нужен не только для удобства, но и для безопасности, чтобы народ не разбредался по участку, – объясняет Владислав. – Да и дачные посадки, опять же, целее будут. Кроме того, под этим навесом можно и своеобразные исторические лекции читать. В общей сложности за прошлый год я перевез на своем трамвайчике более 300 человек».

Более того, Владислав еще планирует в одной из дачных построек отрыть небольшой музей железных дорог: кое-какие интересные экспонаты (из числа списанного оборудования) уже есть. Интересно, что соседи по участку не выражают никакого неудовольствия из-за подобных многочисленных и многолюдных «сафари». Более того, иногда и сами, чтобы развеять грусть-тоску, просят Владислава прокатить их с ветерком.

Ну а что же паровоз? Оказывается, от его постройки Владислав так и не отказался. Ведь аппетит приходит во время еды. Так что, возможно, над садоводством в скором времени раздастся и гудок, который ни с чем нельзя спутать.