Яндекс.Метрика
  • Игорь Осочников

От проводника до машиниста: как выбрать профессию на железной дороге

Профориентацией специалистов занимается Малая Октябрьская железная дорога

До конца августа на Малой Октябрьской железной дороге (МОЖД) с четверга по понедельник на двух участках – северном и южном в путь отправляются поезда, которые ведут юные машинисты, в вагонах пассажиров встречают молодые проводники, а за безопасностью движения, соблюдением графика, исправностью пути и подвижного состава также следят их ровесники.

Для 15-летнего Никиты Григоренкова нынешний сезон – пятый на МОЖД. Можно сказать – вершина карьеры. В первый день практики в должности машиниста он повел в путь по северной трассе свой первый поезд с пассажирами.

«Волнения никакого нет, – сказал Никита незадолго до отправления. – Когда в прошлом году исполнял обязанности помощника машиниста, мне уже разрешили попробовать вести поезд. К тому же и подготовка у нас хорошая – ведь я уже поработал на детской железной дороге во всех должностях».

На Малую Октябрьскую Никита Григоренков, как и многие другие ребята, пришел в 11 лет. К тому времени он уже не первый год увлекался железнодорожной тематикой. За прошедшие пять лет он познакомился практически со всеми основными специальностями, которые есть на железной дороге.

Пока поезд стоит у перрона, вслед за Никитой поднимаюсь в кабину тепловоза. По тому, как уверенно и спокойно юный железнодорожник ведет себя на «командном мостике» локомотива, понимаю, что подготовку он действительно прошел фундаментальную.

«Сначала мы просто рассказываем ребятам о том, что такое железная дорога, – поясняет начальник МОЖД Владимир Чиликин. – Чтобы у них появилось общее представление. Потом уходим в небольшой специалитет. Сначала в течение учебного года – теория, а летом практика в разных должностях».

Для начала – проводник, стрелочник. Затем начальник поезда, бригадир. Дальше – дежурный по станции и диспетчер. Четвертый год – помощник машиниста, и только после этого – машинист. Причем путь этот проходят как мальчики, так и девочки. На МОЖД нет гендерного деления специальностей. Кроме того, поводить поезд смогут и те, кому путь в машинисты на «большой» ЖД закрыт из-за проблем со здоровьем. Например – не идеальное зрение.

До нынешнего года после пятого курса «детская» железнодорожная карьера для ребят заканчивалась. По меркам общеобразовательной школы – на уровне 8-9-х классов. Но уже нынешней осенью стартуют новые курсы, рассчитанные на два года.

«Мы посчитали, что нужно дать ребятам основы современных специальностей, которые не так давно появились на железной дороге, – рассказывает Владимир Чиликин. – Основы транспортной логистики, экологической безопасности, информационных технологий и проектной деятельности в области железнодорожного транспорта».

Одновременно на старших курсах будет вестись дополнительная подготовка к ЕГЭ по физике и математике для подготовки ребят к поступлению в вузы по профильным специальностям. Как признается начальник МОЖД, некоторые подростки настолько увлекались профессиональной подготовкой, что забрасывали учебу. И бывало, что их железнодорожному начальству приходилось выслушивать претензии от директоров школ. Так вот чтобы молодежь не расслаблялась, ввели курс подготовки к ЕГЭ.

Профи готовят смолоду

Малая Октябрьская железная дорога – структурное подразделение ОЖД. И главная ее задача – профориентация. Поэтому занятия для всех бесплатные. Более того, на время летней практики ребят «ставят на довольствие» – выдают форму и кормят за счет предприятия.

«Знания и навыки, которые ребята получают на МОЖД, позволяют им определиться, кем стать, – поясняет Владимир Чиликин. – Понять, чем одна специальность, а их в общей сложности более семидесяти, отличается от другой. В результате один выберет для себя профессию путейца. Другой пойдет в службу «В» и будет обслуживать вагоны. Третий – в службу тяги».

По статистике, от 60 до 75 процентов воспитанников МОЖД поступают в профильные колледжи и вузы. Вот и наш герой Никита Григоренков в свои 15 лет уже сделал выбор. Он собирается поступать в Петербургский государственный университет путей сообщения на специальность «локомотивное хозяйство».

«То, что часть ребят не будет дальше получать образование по профилю, – нас не огорчает. Значит, поучившись у нас, они поняли, что железная дорога – не их судьба. И не будут зря занимать место в учебных заведениях», – говорит Владимир Чиликин.

От Озерков до Царского Села

История Малой ОЖД насчитывает почти три четверти века. Первый состав по ней прошел летом 1948 года. Тогда дорога протяженностью чуть больше восьми километров начиналась от нынешней станции метро «Старая Деревня» и заканчивалась недалеко от железнодорожной платформы Шувалово. Но город рос. Территории, по которым проходила детская железная дорога, отдавались под застройку. Трасса постепенно сокращалась, пока в 1991 году от нее не остался участок в два километра – от станции Озерная до платформы Юный. Сегодня это северный участок МОЖД.

«Эта дорога – историческая, – рассказывает Владимир Чиликин. – Когда-то здесь проходила Приморская дорога, построенная в 1876 году. И даже рельсы здесь остались те же самые. Только их «перешили» на узкую колею. Также здесь осталась часть оборудования. Так что дети не только учатся работать на железной дороге, но и изучают историю ее технического развития».

И еще одни момент. Приморская дорога проходила по дачным местам. Станция Озерная так и называлась. А на месте платформы Юный была Графская. Здесь отдыхали поэты Серебряного века. Например – Александр Блок. И четыре года назад в районе северного участка МОЖД снимали фильм, посвященный столетию написания «Незнакомки».

Во второй половине 2000-х на юге города началось строительство новой трассы МОЖД от станции метро «Купчино» до остановочной платформы 21-й километр. Частично она прошла по насыпи первой в России железной дороги 1837 года – Царскосельской. Протяженность южной трассы – чуть больше десяти километров. Движение по ней открылось в 2011 году.

Сегодня Малая Октябрьская – это шесть локомотивов, включая один паровоз, и 24 пассажирских вагона. Ежегодно здесь получают дополнительное образование более тысячи подростков.

Закрыть