Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Юный петербургский историк раскрыл секреты подготовки к олимпиадам

Петербуржец Александр Ананьев в этом году окончил 9-й класс школы №57 Приморского района. Он мечтает стать известным ученым, уже сейчас изучает историю СССР и реформы Александра II. В беседе с «Петербургским дневником» он рассказал, как относится к распаду Советского Союза, и дал советы по подготовке к историческим олимпиадам
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Саша, как ты попал в Академию талантов?

– Наш учитель истории посоветовал туда подать заявку, это было в январе прошлого года. И я прошел! Впечатления очень хорошие, там я встретил единомышленников и замечательно себя чувствую. Историей я начал интересоваться классе в пятом благодаря учителю – педагог он интересный, хорошо преподает материал, и благодаря ему я тоже стал увлекаться этим предметом. Меня всегда интересовала история Советского Союза – это события относительно недавней истории, довольно спорные и дискуссионные. Мне хотелось узнать об этом побольше и разобрать для себя сложные моменты. Меня особо интересовали события Великой Отечественной войны и Октябрьской революции.

– Почему именно эта тема?

– Это важный временной промежуток, который в школе, может быть, освещается в меньшей степени, хотелось изучить его больше.

Что для тебя история?

– История – это неотъемлемая часть меня, это комплексная наука, которая включает в себя политологию, географию, экономику и прочее. Благодаря академии у меня появилось больше практики по олимпиадной истории, я узнал больше профильной литературы. Олимпиадная история – это отдельное направление в академии, где готовят ко всероссийской олимпиаде школьников по этому предмету. Я стал призером муниципального этапа, на более высокий результат постараюсь выйти в следующем году.

Как я готовлюсь? Полностью погружаюсь в предмет, основная часть подготовки – это практика по олимпиадам прошлых лет, каким-то другим заданиям. Только 20 процентов всей подготовки составляют чтение материла и теория. А в основном это написание эссе, исторических проектов. Этот блок появляется на муниципальном и заключительном этапах. Он заключается в том, чтобы, исходя из исторического документа, написать по нему работы – определить вид исторического документа, проблему, которую он освещает, сформулировать по нему выводы. Для меня самое сложное в истории – это культурология, приходится повторять искусство и музыку, ведь на олимпиадах очень часто спрашивают про произведения композиторов и фильмы 1930-х годов.

– Где ты любишь бывать?

– Люблю Этнографический музей, побывал я там впервые классе в пятом. Мне нравится Кунсткамера и как освещается этническая история, особенно отдел Азии – он экзотический и необычный.

– В этом году мы отмечаем 350-летие со дня рождения первого российского императора. На твой взгляд, почему Петра называют главным отечественным реформатором?

– Он выделяется именно как великий реформатор. Это, на мой взгляд, конечно, правильно, но при этом забываются другие фигуры. Это проблема! Например, Александру II уделяется меньше времени, а он сделал немаловажные реформы, например крестьянскую и судебную. Но так, как про Петра, про него не вспоминают. Александр II мне ближе, по нему я пишу историческое эссе. Он был незаурядным человеком и, с субъективной точки зрения, я положительно оцениваю его реформы. Однако в связи с тем, что в их подготовке наблюдался огромный плюрализм мнений, это вызвало недовольство некоторых слоев населения. Получилась некоторая половинчатость реформ, что, в свою очередь, вызвало рост народнического движения, что и привело в конечном итоге к его смерти.

История, как известно, – предмет, которым можно легко манипулировать, создавать фейки, попросту ошибиться. Где ты уточняешь важную информацию? В каких источниках?

– Основа основ – это пособие для абитуриентов Орловой. Учебник вузовский, но он идеально подходит для начального этапа знакомства с историей и ее повторения. Здесь освещаются события вплоть до 2008 года, также здесь содержится обширный запас дат, событий и личностей. А дальше можно переходить на трехтомник Милова, он будет посложнее, но станет основой для изучения истории России. Вообще, все нужное мне я скачиваю в Интернете, в той же «Википедии» я советую не читать все подряд, а переходить именно по ссылкам – источникам информации, на которые ссылаются авторы статьи. А еще советую посмотреть документальные фильмы Star Media – они доступным языком рассказывают о непростых событиях, например, времени правления Романовых, очень красивые декорации дополняют контекст.

– Есть ли у тебя секрет подготовки к олимпиадам?

– Особой атмосферы мне не надо, я не привередливый человек. И вообще дедлайнер: как и все, начинаю готовиться в последние недели. Перед олимпиадами весь день уходит на подготовку, в основном это повторение исторических мнений, фактов и еще раз практика. А когда до олимпиады еще далеко, просто читаю и раз в неделю пишу эссе, работаю с картами, которые, кстати, мне даются легко.

– Одна из важных тем, которую изучают в курсе истории XX века, – распад СССР. Как ты оцениваешь эти события?

– Распад Советского Союза был сложным процессом, и нельзя винить в этом одного человека, номенклатуру, потому что процесс был заложен еще в 70-х годах. Винить Михаила Сергеевича одного в этом, я думаю, неправильно. Люди не проснулись в один день в новой стране, процесс шел поэтапно, потому что советские республики отделялись друг за другом: сперва Прибалтика, которую официально независимой признали в сентябре 1991 года, еще до распада СССР. Потом отделились Грузия, Армения, Туркменистан. Надо понимать, что прошло еще очень немного времени относительно этих событий, мы можем ошибиться, давая им оценку так рано. А уж объяснить их…

Для меня, человека, родившегося в XXI веке, кажется, что у современного поколения представления о Советском Союзе довольно фантомные. Например, мифы о 70-х. Стоит сказать, что в начале 70-х годов был процесс экономического роста страны, связанный в ростом цен на нефть и увеличением его экспорта. Поэтому и был рост благосостояния населения, градостроения. К концу 70-х – началу 80-х он сильно замедлился, из-за того что цена на нефть стала уменьшаться. А экономические реформы уже ждали своего времени. Они должны были начаться еще при Андропове в 1983-м, но он скоропостижно скончался и ничего не вышло.

– Современная Россия: что нас ждет, на твой взгляд, дальше? Какой будет страна через несколько лет?

– Насчет экономики: в современном экономическом положении все циклично. Каждые семь лет – кризис экономики. Последний кризис выпал на 2013-2014 годы, потом началась пандемия коронавируса, от которой мы уже немного оправились. Теперь перед страной стоят новые вызовы.

БЛИЦ

– Чем увлекаешься?

– Я занимался борьбой, меня занесло туда еще во втором классе. Ходил в школьный кружок, но сейчас в связи с подготовкой к истории покинул его. Борьба очень помогла мне в социализации, наш тренер называл борьбу шахматами в движении: нужно понимать тактику противника, использовать прием правильно, да к тому же сила нужна.

– Твоя любимая книга?

– Мне понравилась книга «О дивный новый мир» еще в шестом классе.

– Любимый фильм?

– «Бедный, бедный Павел». Там отражены спорные события правления Павла I, про которого в школе тоже не много рассказывают.

– Твое место силы?

– Дом! А еще Дворцовая площадь, хоть и нечасто сейчас там бываю.

– С кем бы ты хотел встретиться?

– С Владимиром Лениным. Спросил бы его про марксистские идеи!

– Твоя мечта?

– Ближайшая мечта – поступить в университет.

– Кем ты видишь себя через 15 лет?

– Петербургским ученым-историком.

– Твой жизненный девиз?

– Амбициозность, усердие и любознательность.

Закрыть