Яндекс.Метрика
  • Ирена Мозолевская

Ирена Мозолевская: от всеми любимых кружек до монументальных скульптур

Искусствовед, аттестованный эксперт Министерства культуры РФ, член Ассоциации искусствоведов – специально для «Петербургского дневника» к 130-летию со дня рождения легендарного советского скульптора Натальи Данько

Декоративная кружка «Молоко» в форме женской головы в восточном стиле – одно из самых известных и знакомых петербуржцам творений Натальи Яковлевны Данько, созданное совместно с художником Алексеем Викторовичем Воробьевским. Эти кружки бережно хранятся во многих семьях. Кстати, истоки такого необычного художественного решения отнюдь не русские: кружки и кувшины в виде человеческих фигур (тоби) пришли в дореволюционную Россию из Англии. Наталья Яковлевна добавила к традиционной европейской форме загадочный характер Востока. А восточные веяния в советском искусстве были весьма популярны. В итоге получилась кружка в виде головы томной восточной красавицы с опущенными глазами и в богатом убранстве.

Многим хорошо известен серийный вариант кружки в яркой бело-красной гамме, но есть и более ранние разновидности росписи, например, исполненная Еленой Яковлевной Данько (сестрой скульптора). Как оказалось, такой экземпляр хранится не только в собрании Государственного Эрмитажа: в прошлом году такая кружка была продана на аукционе в Санкт-Петербурге за 2,6 миллиона рублей.

В нынешнем 2022 году исполняется 130 лет со дня рождения Натальи Яковлевны Данько, одного из самых известных скульпторов Императорского (Ленинградского) фарфорового завода.

Наталья Яковлевна Данько родилась в 1892 году в Тифлисе в семье железнодорожных служащих, разделявших революционные идеи. Училась в Строгановском художественном училище в Москве и Виленской художественной школе. С 1908 года жила в Петербурге, где продолжала обучение, а в 1914 году устроилась на работу скульптором на Императорский фарфоровый завод. В 1919 году была назначена заведующей скульптурным отделом завода, а с 1931 года – еще и ответственной за выпуск скульптуры на экспорт. Помимо малых форм она работала в области монументальной скульптуры: оформляла вход в Русский павильон на Всемирной выставке в Риме, станцию метро «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») в Москве и речной Химкинский вокзал.

Ее работы, выполненные на Императорском фарфоровом заводе, отвечали идеям молодой советской власти: шахматы «Красные и белые», статуэтки «Пятилетие Красной армии», «Милиционер», «Вышивающая знамя», «Работница, говорящая речь», «Матрос со знаменем». Но привлекали ее и иные жанры, например, портрет. Она исполнила несколько статуэток, вдохновившись образами деятелей искусств: «Нижинский», «Анна Ахматова», «Мейерхольд». А ее сестра Елена, будучи художницей, лично расписывала многие работы сестры.

Великая Отечественная война застала Наталью Данько с семьей в Ленинграде. В конце февраля 1942 года она вместе с сестрой и матерью была эвакуирована в город Ирбит. Увы, родные умерли по дороге, а сама Наталья скончалась от истощения почти сразу же после приезда.

Закрыть