Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Юлия Антохина: «Мы постоянно развиваемся и растем, но всегда вместе со студенчеством и во благо студента»

Ректор Государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) рассказала о приемной кампании, внедрении студенческих разработок на предприятиях, новых подходах в обучении и о том, как практические занятия помогают найти работу выпускникам
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

– Расскажите о приемной кампании в этом году.

– В этом году у нас почти 2,5 тысячи бюджетных мест и около одной тысячи контрактных. Средний балл ЕГЭ в 2021 году для выпускников 11-х классов школ – 78. На некоторые специальности балл традиционно выше. Так, средний балл прошлого года для поступления на направление «Информатика и вычислительная техника» составил 85.

Также в этом году предусмотрена квота в 10 процентов от общего числа поступающих для детей военнослужащих, которые выполняют свой воинский долг в ходе специальной военной операции.

В ГУАП осуществляется достаточно большой набор на программы среднего профессионального образования, магистратуры и аспирантуры. Особенно хотелось бы отметить, что наш вуз – один из немногих в городе, где реализуются программы бюджетной заочной магистратуры.

– Как сегодня можно охарактеризовать ГУАП?

– Сейчас наш университет переживает третий этап своего развития. С трех направлений подготовки с момента создания вуза мы выросли до 132 направлений подготовки. На сегодняшний день вуз далеко выходит за рамки своего названия. Это многопрофильное высшее учебное учреждение, в котором сейчас учатся 14,5 тысячи студентов, из них 8 тысяч – это бюджетники.

С 2010 года мы создаем новые образовательные программы в вузе, развиваем научные исследования. Это уже не просто образование, но и создание новых знаний. Так, только за последние два года открыто 37 новейших лабораторий. Они полностью отвечают потребностям индустрии 4.0, новому подходу к производству, основанному на массовом внедрении информационных технологий в промышленность.

– Расскажите еще о возможностях и ресурсах вуза.

– ГУАП занимает активную позицию в сфере научных исследований. Новые уникальные лаборатории не только усиливают основные направления подготовки бакалавров, специалистов, магистров, но и отвечают современным научным направлениям, которые позволяют студентам выполнять междисциплинарные исследования.

В вузе, помимо классических институтов и кафедр, есть Инженерная школа – подразделение, включающее в себя 11 разнонаправленных лабораторий, ведущих совместную деятельность с технологическими партнерами. Благодаря этому лаборатории занимаются поиском решений по проектам для реальных секторов экономики. При этом все проекты внедрены в образовательный процесс и являются основой подготовки кадров, а студенты имеют возможность выполнить исследование полного цикла, то есть от идеи до уже практической реализации и практического тестирования.

Кроме того, во время решения научно-исследовательских задач в лабораториях студентам открывается возможность усилить свои навыки путем участия в чемпионатах «Ворлдскиллс Россия» по новым компетенциям будущего (FutureSkills), таким как «Инженерия космических систем», «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», «Летающая робототехника». В 2022 году ГУАП стал первым университетом, который провел отборочные соревнования по новой компетенции «Летающая робототехника» для финала межвузовского чемпионата России.

– То есть большое внимание уделяется именно практической подготовке?

– Вопросы проектной работы имеют колоссальное значение для приобретения выпускником практических навыков. Это позволяет подготовить высококвалифицированного специалиста. Не просто молодого сотрудника-стажера, а реального члена производственной цепочки.

В Инженерной школе также активно внедряется все, что связано с технологическим предпринимательством, так называемые стартапы, которые дают возможность вузам технического профиля привить своим студентам предпринимательскую культуру и навыки.

– Все быстро меняется. Вуз успевает за переменами на производстве?

– Благодаря компаниям-партнерам и работе исследовательских лабораторий, новым проектным задачам из реального сектора экономики мы корректируем существующие образовательные программы. Это уже разговор о профессиях будущего. Поэтому наши выпускники – носители самых актуальных знаний и практик, что позволяет им без труда устроиться на хорошую работу.

Любое современное производство носит высокотехнологичный характер. Образовательные программы, существовавшие до 2000-х годов, не могут удовлетворить потребности индустрии 4.0. Кроме того, работодатели ждут от сотрудников наличия дополнительных навыков – таких, как умение работать с информацией, стрессоустойчивость и знание иностранного языка.

– В каких компаниях наиболее востребованы выпускники университета?

– Все предприятия оборонного комплекса. Компании, связанные с ракетно-космической отраслью, приборостроением. «Роскосмос», Объединенная судостроительная компания, «Росатом», «Силовые машины», концерн «Алмаз-Антей», концерн «Гранит-Электрон», НПО «Ленинец» и другие крупные корпорации. Наших выпускников много и на предприятиях социогуманитарных отраслей.

– Какие еще недавние разработки можно отметить?

– В 2021 году магистр кафедры системного анализа и логистики Ангелина Добровольская предложила новое решение для идентификации дефектов дорожного покрытия, реализовала новые программные решения идентификации и цифровые модели участков. Представленное решение позволяет на практике получать более точные данные о состоянии дорожного покрытия.

Среди выпускников 2022 года по направлению «Приборостроение» есть группа успешных диссертаций по теме управления микроспутниками на орбите. Данные работы доведены до специализированного исследовательского стенда взаимной ориентации микроспутников.

Школа автономной робототехники ReВot – стартап, находящийся на стадии тестирования и запуска. Проект представляет из себя онлайн-сервис для обучения детей программированию разработанных, многофункциональных с распределенной сенсорной системой роботов на языке Python, которые физически находятся на одной площадке. Сам курс представляет собой набор трасс с испытаниями и квестами, по которым ученики под руководством преподавателя движутся параллельно, вводя код и следя за результатом через видеопотоки с камер, расположенных на корпусах роботов.

Также на базе данных роботов совместно с лабораторий когнитивных исследований реализован нейромобиль. Данное устройство – родоначальник целой плеяды будущих устройств, которые управляются силой мысли и сигналами мышечных сокращений, нейроинтерфейс и миоинтерфейс. С помощью нейрокомпьютерного интерфейса сигналы от мозга поступают на контроллер устройства и позволяют ему двигаться. Управлять можно не только робототехническими средствами и небольшими летательными устройствами, но и замками, умным домом. Подобные интерфейсы открывают колоссальные возможности по развитию абсолютно новых видов управления.

– Что хотели бы сказать абитуриентам?

– Наш университет готовит специалистов по современным методикам. Применяем новые требования к портрету преподавателя, который должен учиться вместе со студентом, постоянно осваивать передовые технологии. Причем преподаватель не просто схватывает на лету все ноу-хау. Он не только разбирает их и доносит от лекций до практического материала студентам, но и принимает участие в разработках. Учиться у нас действительно интересно.

Совместно с передовыми промышленниками университет участвует в появлении новых профессий. У нас есть множество направлений по развитию личности и по внеучебной работе. Формируется своя уникальная среда для профессионального и личностного роста.

Молодому человеку должно быть понятно, для чего он в ГУАП, почему он сделал этот выбор, чем он будет заниматься и где работать. Ответы на все эти вопросы есть в образовательной и карьерной траектории у каждого нашего студента, которые профессиональный коллектив помогает выстроить с первых дней обучения в вузе. Мы постоянно развиваемся и растем, но всегда вместе со студенчеством и во благо студента.