Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Под Петербургом студенты-железнодорожники своими силами восстанавливают заброшенную станцию Краснофлотск

Ребята расчистили пути и начали устанавливать на место рельсы. В планах – отремонтировать здание вокзала
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Студент Электромеханического техникума железнодорожного транспорта им. А.С. Суханова Владислав Иванов вместе со своими единомышленниками отнимает «хлеб» у мародеров, восстанавливая своими руками заброшенную станцию Краснофлотск.

Это конечная точка небольшой ветки, которая идет от станции Лебяжье. Электрички перестали сюда ходить с января 2011 года (грузовые составы – еще раньше), и с тех пор железнодорожные пути и деревянный вокзал оказались во власти «предприимчивых» людей и «простых» варваров. Процесс зашел так далеко, что от Краснофлотска в скором времени могло остаться одно название. Которое, между прочим, вписано в историю Северной столицы.

Путь сообщения

«Впервые я здесь оказался в прошлом году, и, когда увидел картину полного разорения, у меня даже сердце заныло, – делится Владислав Иванов. – Никак не ожидал, что это место настолько и незаслуженно забыто. Часть рельсов украдена, часть снята со шпал и лежит в ожидании вывоза, часть еще на месте. А здание вокзала выпотрошено и превращено в помойку. Чудо, что еще не сожгли его. Рассказал об этом своим друзьям в техникуме, и мы решили восстановить историческую справедливость».

Дело в том, что Краснофлотск является неотъемлемой частью знаменитого «сухопутного» форта «Красная Горка», защищавшего Северную столицу и Кронштадт в двух последних мировых войнах. Ветка сюда была протянута еще в 1909 году как раз для строительства этого грозного и уникального фортификационного объекта, а потом служила для обеспечения его нужд. Саму же станцию построили в 1926 году в качестве местного железнодорожного узла, который связал «Красную Горку» с еще двумя фортами («Серая Лошадь» и «Бухарин»), расположенными дальше по побережью, в сторону нынешнего Соснового Бора. Разумеется, станцией стали пользоваться и штатские пассажиры, пусть и «режимные». Ведь на «Красной Горке» с момента ее основания существовал жилой городок, поскольку гарнизон форта был довольно многочисленным.

Борис Павлович шуток не любит

Но станция при этом имела еще и по-настоящему боевое значение. От нее в конце 30-х годов отвели небольшие ветки, предназначенные для огневых позиций железнодорожных орудий калибром 305 миллиметров. «В годы войны они оказывали неоценимую поддержку Ораниенбаумскому плацдарму, – рассказывает руководитель музея «Красная Горка» Александр Сенотрусов, – Кроме того, на одной из этих веток укрывались знаменитые бронепоезда «За Родину» и «Балтиец». Поэтому местные жители в разговорах употребляли шифрованную фразу, обыгрывающую слово «бронепоезд»: «Рядом с Борисом Павловичем». Так что станцию Краснофлотск можно считать одним из центров обороны плацдарма.

Жизнь здесь кипела и после войны, но стала затухать, как только «Красную Горку» вместе с ее «напарниками» сняли в 60-х годах с боевого дежурства. И потухла окончательно, когда ветку признали бесперспективной. Вместе с оказавшейся ненужной станцией мог «потухнуть» и заброшенный форт, но ему повезло куда больше. Под началом Александра Сенотрусова его спасением занялась группа энтузиастов, которые не только отстояли от захвата территорию, исторические объекты и образцы вооружения, но и создали два существующих на пожертвования музея: истории самого форта и краеведческий.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Почему же станция оказалась без защиты? А потому что у немногочисленных «фортовиков» просто не хватает на это собственных сил и средств – спасти бы саму «Красную Горку». К тому же у Краснофлотска официально есть все-таки свой хозяин – станция стоит на балансе Новгородской дистанции малодеятельных линий. Но там тоже, видимо, своих дел полно. «Только за прошлый год по факту мародерства мы шесть раз вызывали транспортную полицию, – делится Александр Сенотрусов. – Было заведено четыре уголовных дела. Но шайки «старателей» все равно вокруг вьются...» И тут появились молодые ценители железных дорог.

Не стой на пути у высоких чувств

«Для того чтобы отпугнуть «металлистов», надо было показать им, что станция вновь стала обитаемой, – рассказывает Владислав Иванов. – Поэтому первым делом мы очистили пути на станции, заросшие лесом. Тяжко, конечно, было, ведь елки за почти 10 лет выросли с человеческий рост. Ну а дальше начали вручную таскать и устанавливать на место снятые рельсы. И хотя мы пришли сюда только в этом году, уже в общей сложности успели восстановить около полутора километров путей». Он признается, что работать иногда приходится по 16 часов, но это ведь так интересно!

Сумели ребята установить на место и механизм перевода одной из стрелок, который был разобран мародерами и уже приготовлен к утилизации. В общем, буквально чуть-чуть опередили лихих людей. Правда, их происки до сих пор все еще ощущаются, но уже, как говорится, по мелочи: то гайку на месте соединений рельсов свистнут, то металлическую подкладку на шпалы.

Чтобы уж совсем пробудить «уснувшую» станцию, будущий железнодорожник организовал на расчищенном участке пути движение на…собственноручно восстановленной и модернизированной небольшой дрезине, работающей от аккумулятора. И пусть весь маршрут занимает чуть меньше километра, но ведь уже раздается над Краснофлотском перестук колес, который станция не слышала уже очень давно. Дрезину, между прочим, тоже можно считать своего рода историческим артефактом. «Она 50-х годов, – делится Иванов. – Ее станину я нашел в болоте. Два дня вместе с другом вытаскивал, даже ночевать в лесу пришлось. Зато теперь на ней можно не только кататься, но и инструменты для работы перевозить. А главное – слух о нас по всей округе пошел. Народ как вкопанный останавливается, когда нас на дрезине видит, особенно если мы еще и из клаксона громко «квакнем». Машины так вообще чуть не в кювет съезжают».

Собираются ребята восстанавливать и здание вокзала. По крайней мере они уже заколотили досками выбитые окна, на двери повесили замки и установили на фасаде таблички, сообщающие, что вход внутрь запрещен. И заодно перекопали траншеями подъезды к вокзалу, чтобы преградить к нему доступ любителям даровых пиломатериалов. В планах на этот сезон входит еще и покраска здания. Но это уже – как получится.

Студент и его команда

Примечательно, что всю свою бурную деятельность Владислав Иванов согласовывает с представителями тех, на чьем балансе находится станция. «Да, мы заранее с ним обо всем договариваемся, – отмечает линейный мастер участка Михаил Богданов. – И поддерживаем его начинание. Я иногда даю ему советы по восстановлению пути, чтобы потом не пришлось переделывать. Ребятам приходится пока делать все на чистом энтузиазме. Ведь поскольку движения на этом участке нет, то и в нашем бюджете не заложено средств на его содержание. Но Владислав уже подал различные заявки в нашу службу, и, как только будет выделено финансирование, сразу окажем ему и его единомышленникам материальную помощь».

Кстати, о команде. Основной костяк – всего человек пять. Но в своей группе «ВК» Владислав размещает объявления о субботниках на станции, и на них откликается не так уж и мало других любителей истории и железных дорог. «Я уверен, что восстановленная станция Краснофлотск имеет все шансы стать привлекательным туристическим объектом, – делится своими планами Иванов. – Тем более у него такая богатая история, да и форт рядом. Здесь все есть для того, чтобы сделать экспозицию, посвященную железной дороге. Фактура же сохранилась! Даже рельсы дореволюционные с клеймами еще остались. А если еще какой-нибудь ретропоезд здесь поставить, то вообще от посетителей отбоя не будет. Чем не проект для развития внутреннего туризма? Хочу в дальнейшем работать в РЖД, так как у меня есть много проектов, в том числе и по Краснофлотску. И очень хочется довести их реализацию до конца».

Закрыть