Яндекс.Метрика
  • Роман Королев

Телефонный терроризм и мошенничество составляют в Петербурге около 35 процентов от всех преступлений

Подобная деятельность наносит очень существенный ущерб государству, гражданам и бизнесу

Телефонный терроризм и мошенничество – очень болезненная и злободневная проблема. Удельный вес подобных преступлений составляет около 35% от общего объема. На данный момент приняты значительные меры по информированию граждан о способах защиты от подобных преступлений с помощью средств массовой информации.

«В результате зафиксирована тенденция к снижению их объема и количества потерпевших», – рассказала на круглом столе в Доме журналиста «Телефонный терроризм и телефонное мошенничество» Ольга Коротченкова, специалист Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.

«Здравствуйте, у вас бомба»

«Для тех, кто оставляет сообщения о минировании объектов, предусмотрены различные меры наказания в зависимости от тяжести последствий этих действий. Наиболее важным моментом является то, что данная деятельность на первый взгляд может казаться не особенно опасной, но по итогу наносит существенный ущерб как бюджету страны, так и частным лицам», – отметил Макар Куницкий, начальник отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействию экстремизму и терроризму прокуратуры Санкт-Петербурга.

Он подчеркнул, что такие сообщения можно разделить на две категории. Первая – направленные на парализацию государственных органов (школ, детских садов и так далее). Вторая – извлечение выгоды путем вымогательства. Эта преступность имеет волнообразный характер, она сопряжена с политическими и экономическими изменениями на международной арене. Большая часть из них совершается с территории иностранных государств. На законодательном уровне предусмотрен инструментарий для привлечения таких преступников к уголовной ответственности.

«В 2014-2015 годах был пик сообщений о минировании торговых центров. Проблема в том, что мы не могли не реагировать на них, и это играло на руку вымогателям и хулиганам. Они видели, что есть реакция, и это их подталкивало к усилению давления. На сегодняшний день при взаимодействии с правоохранительными органами выработаны более эффективные алгоритмы реагирования и нормы поведения. Для нас они могут быть не особо корректны, но работа упростилась», – рассказал Максим Янушко, директор по безопасности Группы компаний «FORTGROUP».

Он добавил, что основные проблемы – эвакуация, особенно в зимний период, выезд транспорта с парковок, выезд сотрудников для проверки помещения на наличие взрывных устройств. Часто приходится около трех часов ждать специалиста с обученной собакой, а затем еще ждать, пока все обыщут. Таким образом, работа центра парализуется на весь день.

«Ваши деньги и данные в опасности»
«При этом на сегодняшний день телефонное мошенничество – один из самых распространенных способов получения дохода среди киберпреступников. Они используют социальную инженерию и постоянно совершенствующиеся технологии. Одна из популярных у мошенников сейчас схем – проверка на утечку данных. Мошенники притворяются службой безопасности банка, пугают утечкой данных и просят их указать якобы для проверки факта утечки. В итоге данные оказываются в руках у злоумышленников и они могут использовать их для хищения денег», – сказал Евгений Алексеенко, начальник управления безопасности Северо-Западного главного управления Банка России.

Он отметил, что успешность борьбы с ними зависит от степени информированности граждан о подобных преступных схемах и готовности им противостоять. Так, на официальном сайте Банка России создан специальный раздел «Противодействие мошенническим практикам». В нем содержится описание наиболее распространенных мошеннических схем и рекомендации по противодействию. Но самый главный совет – никогда и никому не предоставлять свои персональные данные, кем бы ни представлялся человек на том конце провода. Рекомендация простая – повесить трубку.

Важно отметить, что мошенники очень часто используют технологию подмены номеров. Поэтому если есть сомнения – нужно самому перезвонить в банк или организацию, от имени которой вам позвонили. При этом номер нужно набирать самостоятельно, а не перезванивать, иначе можно снова попасть к мошенникам.

На сегодняшний день организовано плотное сотрудничество между банками и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и операторами связи, в рамках которых запущены механизмы по блокировке подобных телефонных звонков. Банком России собирается база подобных телефонных номеров.

Кроме того, в связи с нынешней ситуацией на международной арене появился новый вид электронного мошенничества – фишинговый сайт компании, которая уходит с российского рынка. На нем размещено выгодное предложение купить остатки продукции. Люди оставляют заказ – и ничего не происходит. Формально признаков обмана нет. То есть товар не доставили, но и деньги не сняли. Нет повода обращаться в полицию. Но персональные данные – сбор информации настоящий клад для злоумышленников. Очень важно не доверять сомнительным сайтам излишнюю информацию.

Что делать?

Если все же данные или деньги ушли в руки мошенников, необходимо обратиться в правоохранительные органы и составить заявление в отдел полиции или прокуратуры. Оно должно быть оформлено потерпевшим или его законным представителем. В этом случае придется представить документ, в котором будут все сведения, когда и при каких обстоятельствах, а также на каком основании были делегированы полномочия подачи заявления. В таком заявлении необходимо указать, когда было совершено преступление, кто именно его совершил и при каких обстоятельствах.

Вместе с заявлением нужно представить доказательства, а также указать всех свидетелей. Для этого изначально не стоит удалять сообщения и контакты мошенников. Кроме того, в случае, если заявитель уверен, что он не единственный потерпевший от действий конкретных злоумышленников, необходимо указать, кто еще может пострадать или обозначить круг потерпевших.