Яндекс.Метрика
  • Юрий Нежинский

Юрий Нежинский: почему идолов во дворе Кунсткамеры выставили за дверь

Кандидат исторических наук, автор книг и образовательных курсов по истории, искусствоведению, культурологии – об одной из достопримечательностей Северной столицы для «Петербургского дневника»

У одной сотрудницы Кунсткамеры заболел ребёнок. Врачи были бессильны. Но пожилая коллега сообщила, что нужно сделать. Лунной ночью ребёнка привели к кругу ужасных идолов во дворе музея, прокололи ему палец булавкой и помазали кровью рты изваяний. Чудо! Врачи были в восторге, болезни как не бывало!

Как-то раз я нашёл целый сайт такой дури в стиле небезызвестной газеты «Спид-инфо», сотню подобных рассказов об ужасных изваяниях Кунсткамеры. Вот только идолы во дворе музея действительно есть. Откуда они и почему их выставили за дверь?

В 1756 году посреди колумбийских джунглей в местечке Сан-Агостин францисканский монах обнаруживает несколько десятков каменных идолов, некоторые – до 5 метров высоту. Через сотню с лишним лет там же оказывается немецкий картограф Карл Стопель, который делает с идолов эстампы. В Германии с эстампов изготавливают бетонные копии. Некоторые из них приобретаются Россией для этнографических исследований и в 1913 году оказываются в Петербурге.

В следующем году начинается Первая мировая война – об идолах забывают. Над городом проносятся революции, репрессии, блокада – а идолы мирно почивают в сарае во дворе музея.

В послевоенное время их извлекают, но научная ценность копий к этому времени равна нулю – ведь цивилизация Сан-Агостин хорошо изучена и в Колумбии ей уже посвятили целый археологический парк. В итоге статуи решают использовать для украшения двора Кунсткамеры.

Так что, встречаясь с этими страшноватыми истуканами, не беспокойтесь – это мирные железобетонные немцы, которые только внешне выглядят как южноамериканские двухтысячелетние монстры.

Закрыть