Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Работник Кировского завода: «Необходимо иметь высокую концентрацию внимания. Одно неверное движение – и деталь уйдет в брак»

Шлифовальщик завода «Киров-Энергомаш» (входит в группу компаний «Кировский завод») Всеволод Кукреш рассказал, как национальный проект «Производительность труда» помогает экономить время и увеличивать производительность, о вкладе в создание ледокольного флота и почему необходимо чувствовать металл, чтобы избежать брака на производстве
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

– Расскажите о своем трудовом пути.

– Окончил Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П. А. Соловьева, где получил специальность «инженер литейного производства черных и цветных металлов». Еще во время учебы занимался художественным литьем. Делал сувениры, а также принял участие в изготовлении памятника водопроводчику в Рыбинске.

Попутно самостоятельно изучал программу трехмерного моделирования, что в дальнейшем позволило мне пройти отбор в конструкторский отдел. На пятом курсе университета уже занимался разработкой и модернизацией дорожных катков.

Потом армия. И снова на завод, где еще три года работал как конструктор. На другом предприятии предложили хорошую зарплату на должности полировщика. Надо сказать, тогда довольно смутно представлял, что это за работа. Мастера помогли мне быстро разобраться, набить руку, и уже через год я получал больше, чем конструктор. На тот момент мой начальник участка Валерий Зарубин предложил мне должность мастера. В итоге у меня в подчинении оказалось почти 60 человек.

Летом 2017 года мне позвонили из отдела кадров Кировского завода. Поскольку не был обременен семьей, решил попробовать себя на новом месте, тем более что предстояло работать в таком прекрасном городе, как Петербург. Так пришел на Киров-Энергомаш (КЭМ).

– Какие впечатления?

– Многому научился как профессионал. Получил пятый разряд, изучил новые виды абразивов (шлифовальный инструмент), стал бригадиром участка. Рост есть, и рад, что теперь в Северной столице.

– А художественным литьем дальше занимаетесь?

– Иногда для себя. Рисую в 3D. Недавно череп создал, 3D-модель дракона, Симпсонов. При желании их можно распечатать на 3D-принтере. Но сейчас это скорее хобби.

– Расскажите о специфике работы шлифовщиком?

– Ручная полировка или шлифовка – непростой труд. Важная развитая мелкая моторика рук. Наощупь приходится снимать от одной сотой миллиметра металла с деталей сложной геометрической формы.

За пять лет моей работы в КЭМ более 20 человек, приходивших к нам на участок, не смогли выполнить эту работу с заданными уровнями допуска. Притом, что у них были высокие разряды. Есть ученики, которые справились, можно сказать, теперь они не отстают от мастеров, они наша гордость. Есть даже те, кто начал меня обгонять по скорости.

Важным качеством для работы шлифовальщика является усидчивость. Необходимо иметь высокую концентрацию внимания. Одно неверное движение – и деталь уйдет в брак. А каждая забракованная на полировке деталь – это дополнительная работа нашим коллегам, которым придется вытачивать деталь снова.

– Какие задачи самые сложные?

– В основном мы работаем с лопатками для роторов (вращающаяся часть паровой турбины) в частности, для механизмов ледоколов. Все лопатки разных размеров и форм. Есть по три сантиметра, а есть и больше метра на каждой лопатке.

Какая бы сложная форма у детали ни была, необходимо равномерно снимать металл. Ты должен чувствовать место соприкосновения металла с абразивным кругом, силу нажатия.

– А сами бывали на ледоколе?

– Хотелось бы, но пока не было такой возможности.
Мне важно чувствовать свою причастность к чему-то важному и глобальному. Понимать, что твой труд приносит пользу стране и людям. Ледокольный флот позволяет использовать Северный морской путь для транспортировки грузов, и в этой ответственной работе есть частичка и моего труда.

– Как практики национального проекта «Производительность труда» помогают в вашей работе?

– Обучение бережливому производству наглядно продемонстрировало, как правильная организация рабочего процесса влияет на эффективность труда всего коллектива. Поняв, какие слабые места есть на нашем участке, стали их исправлять совместно с Региональным центром компетенций в сфере производительности труда – оператором национального проекта в нашем городе.

Важно, что наши идеи слышат и применяют на практике. У нас есть доска, на которой мы записываем свои предложения руководству предприятия. Там же ответственные лица пишут ход реализации принятого проекта.

Часть предложенных нами идей уже реализована, остальные еще в процессе. Из моих идей, например, на нашем участке появился стеллаж с закрепленными инструментами для замеров, теперь их не надо искать по цеху, всегда знаешь, где лежит нужный инструмент. Это экономит массу времени.

Реализована и моя идея по изготовлению спецтары для транспортировки лопаток, что сокращает время на перевозку деталей с участка на участок. Снизился риск возможности повреждения при транспортировке.

А мой коллега Михаил Выдра получил от завода диплом как самый активный автор по рацпредложениям.

Когда на участке станков с ЧПУ (c программным управлением) операторы стали не успевать делать слесарную обработку, я предложил начальнику цеха распределить обязанности между работниками. В результате мы обошли это узкое место.

– А как решили эту проблему?

– Снял эту обязанность с операторов ЧПУ и передал менее загруженным сотрудникам. Теперь все успеваем. Если раньше я как бригадир тратил по полтора часа в день на организационные вопросы, чтобы нагнать отставание. А сейчас это время освободилось, и я могу использовать его на выполнение своей нормы.

– А какие еще есть предложения, которые хотелось бы реализовать в будущем?

– Чтобы отдел технического контроля был ближе, и не тратить опять же лишнее время на хождение туда-сюда.

– Как считаете, вашу работу когда-нибудь смогут выполнить роботы?

– Теоретически это возможно. Вроде даже есть такие разработки. Но это очень дорого и долго, машины очень медленно полируют. Видел одну такую машину, она одну деталь больше часа обрабатывала, а у меня сотрудник за это время сделал целую серию. Машин в труде все больше, вероятно, их будет еще больше, но заменить опытного работника-человека полностью вряд ли получится.

Факты:

В рамках национального проекта «Производительность труда» на Кировском заводе налажен процесс сбора рационализаторских предложений. Это позволяет обеспечить постоянную модернизацию предприятия и повысить эффективность труда.

Оператором национального проекта «Производительность труда» в Санкт-Петербурге является Региональный центр компетенций в сфере производительности труда. На сегодняшний день в проекте участвуют более 130 предприятий обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственного комплекса, транспорта, строительства и торговли.

Эксперт: «Сегодня рост производительности труда – первостепенная задача. В новых условиях важно работать максимально эффективно. Грамотная организация производственных процессов, уменьшение потерь, поиск внутренних ресурсов помогают предприятиям оставаться конкурентоспособными, выходить на новый уровень и, что особенно важно, занимать ниши ушедших производителей. В этом предприятиям помогает национальный проект «Производительность труда».

Немаловажно, что в ходе реализации национального проекта сотрудники получают навыки оптимизации производства и бережливого подхода, который ценится на рынке труда. Также повышение производительности труда помогает решить вопрос нехватки персонала. Сегодня годовая потребность новых кадров по рабочим специальностям составляет в Санкт-Петербурге более 10 тысяч человек, а колледжи выпускают менее 2,5 тысячи. Поэтому иного пути, кроме как повышение производительности труда, компаниям не остается», – отметил председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.