Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

«Пишу коды, которые помогают людям»: юная петербурженка создает свою метавселенную

Лина Маргарян закончила 1-й курс колледжа при СПбГУТ имени Бонч-Бруевича и не понаслышке знает, что такое girl power: вместе со своей командой, в которой только девочки, она создает метавселенную, которая в будущем может имитировать даже операцию. Уже четыре года Лина занимается волонтерством и верит, что искусственный интеллект станет лучшим другом человека
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

– Как вы попали в Академию талантов?

– Это произошло почти случайно: классный руководитель скинула нам анонс профильных смен от Академии талантов в лагере «Зеркальный». Я тогда еще ничего не знала про этот лагерь, Академию талантов, и само направление смены было мне непонятным. Но я подала заявку и прошла отбор! Были большие сомнения – ехать или нет? Но я все-таки поехала и познакомилась там с ребятами, которые в итоге играют решающую роль в моей жизни. Там я встретила девочку, с которой мы делали проект для «Сириуса».

– Искусственный интеллект – как вы к этому пришли?

– В реальности искусственный интеллект очень далек от человека и пока может делать очень простые вещи с помощью кода. А чтобы написать этот код, нужно очень много чего ненужного отфильтровать и изучить. Этим я и занимаюсь: пишу код, который делает определенную работу и помогает людям, которые не понимают ничего в программировании. Такой код можно интегрировать на портал, сайт или в приложение, которым смогут пользоваться обычные люди, которые будут как-то взаимодействовать с устройством. Например, я смогу сделать робота на основе искусственного интеллекта. Сам искусственный интеллект вы не увидите, но вы увидите робота, который этим искусственным интеллектом пользуется.

– Как искусственный интеллект помогает людям?

– Я могу предоставить вам робота, который сможет выполнять совершенно разные функции: робот-приложение или, может быть, какой-то сайт, который сможет делать функции, близкие к человеку. Например, распознавание на фотографии какого-либо объекта.

– Над какими проектами вы работали?

– Был проект по обработке сообщений в почтовой переписке работодателя и сотрудника с помощью искусственного интеллекта. Там обрабатывалась следующая информация: какие сообщения пишет сотрудник, и на основе этого выделялись его профессиональные качества – лидерство, замотивированность. Ещё был проект по распознаванию лиц на фотографиях: были фотографии, которые сгенерировала нейросеть, и фотографии настоящих людей. Сеть определяла, где сгенерированные, а где настоящие люди.

– Сколько лет вы уже занимаетесь?

– На самом деле не так давно. С искусственным интеллектом я работаю с сентября. Программированием, если считать вместе со школьной увлечённостью, – чуть больше года.

– Где в будущем мы сможем увидеть искусственный интеллект?

– Мы его можем видеть уже сейчас, но не обращаем внимание. Например, в телефоне, когда вы гуглите шляпы, потом вам постоянно будет попадаться реклама этой шляпы, потому что так работает искусственная сеть.

– Как влияет на вас как на молодого специалиста по искусственному интеллекту ситуация в мире?

– На самом деле, на меня это почти никак не влияет. Единственное, могут быть ограничения по каким-то программам, что приносит небольшой дискомфорт. Но эти ограничения можно обойти. Может быть, только небольшой занавес в информационных знаниях: за рубежом могут уйти куда-то далеко, а мы об этом не будем знать и будем пытаться их догнать. При этом интересно смотреть на такой опыт и думать: «Мы тоже можем так сделать». Для меня это время вызовов.

– Кем вы видите себя через десять лет?

– Я представляю, что у меня очень много знакомых и друзей из такой же сферы, которые многого добились, и я тоже много чего знаю и умею. У меня есть определенный статус, меня могут рекомендовать каким-то важным людям как хорошего разработчика. У меня есть своя команда или компания, которая также имеет хороший статус.

– С каким проектом вы хотели бы выйти на большой рынок? Есть ли у вас задумки?

– На самом деле, такой проект есть: мы с командой делаем стартап. Нас четыре девочки, и мы создаем метавселенную. Конечно, это громко сказано, ведь это невероятно сложно сделать, но у нас есть амбиции и тяга к знаниям. Например, нам срочно нужно пройти 15 модулей, и одна из девочек вдруг пишет: «Я сделала все 15 модулей». И мы такие: «Господи, какая ты молодец!» И так каждый день – радуем друг друга помощью и совместной работой. Мне кажется, в какой-то момент это произведет фурор, и мы очень гордимся тем, что у нас именно такая команда. Мальчики должны были работать с нами, но произошла такая ситуация, что команда получилась именно женская. Она невероятно продуктивная и комфортная.

В принципе метавселенная – это то, что можно увидеть, если, например, надеть какие-то очки виртуальной реальности или очки дополненной реальности. Это место, где вы можете стать другим человеком, где вы можете попробовать себя в том, что недоступно вам в реальной жизни. То есть это не игра, это имитация жизни, в которой возможно больше, чем в реальности.

– По какому сценарию будет жить ваша метавселенная?

– Очень много идей. Возможно, это будут острова по разным направлениям, например остров «Искусство» или «Наука». И на разных островках будут базироваться разные компании. Если какой-то островок связан с IT, там можно будет встретить Google, ВК, Яндекс.

Мы подаем этот проект на конкурс, и Сбер может предоставить нам инвесторов. Как вы сможете в эту вселенную попасть? Войти на сайт, разработчиком которого я являюсь. Суть в том, что эту метавселенную нельзя будет поставить на паузу. Вы, например, либо с телефона открываете этот сайт, либо, если мы найдем инвесторов или спонсоров, найдем хорошее оборудование, –попадете туда с помощью очков виртуальной реальности или специального костюма, который будет помогать ощущать все прикосновения из этой вселенной. Дорого ли это? Как я знаю, подобные костюмы стоят 18 тысяч долларов, программное обеспечение для таких костюмов может стоить 20 тысяч долларов. Насколько это правдоподобно? Очень! Такие костюмы разрабатываются со специальным датчиками: приходит сигнал, и они давят вам на руку.

– Где эта метавселенная будет полезна?

– Была такая статистика, что работники железных дорог могут обучаться перебрасывать направление поезда. Когда работники тренируются в виртуальных очках, вероятность травм снижается. То же самое можно делать в сфере медицины: проводить какие-то пробные операции в виртуальной реальности.

БЛИЦ

– Ваша мечта?

– Быть хорошим программистом не только в сфере искусственного интеллекта. В какой-то момент тебе захочется элементарно перейти в веб-разработку и делать сайты. Не хочу выбирать что-то одно.

– Чем еще увлекаешься?

– Я занимаюсь волонтерством в лидерском клубе. А еще я вхожу в молодежную команду вдохновителей – я руководитель HR-отдела. Работаю с уже имеющимися сотрудниками и их ценностями и мотивациями.

– Ваше место силы?

– Наш колледж находится в очень удачном месте, в самом центре Петербурга, и мне приятно прогуляться здесь. Рядом Дворцовая, Казанский собор, Исаакий. Очень красиво! Иногда играют уличные музыканты.

– Любимая книга?

– «Я манипулирую тобой» по психологии.

– Любимый фильм?

– «Идеальный голос» – прекрасный мюзикл.

– С кем бы ты хотела встретиться?

– С Марком Цукербергом, потому что он тоже делает метавселенную и отлично развивается в этой сфере. А еще хотела бы встретиться с Илоном Маском, потому что он очень классный предприниматель.

– Ваш жизненный девиз?

– Если не сейчас, то когда, и если не я, то кто?

Закрыть