В Петербурге разработали 3D-модель колокольни Смольного собора
На Петербургском международном экономическом форуме обсудили судьбу колокольни Смольного собора. Напомним, что уже несколько лет в городе решают вопрос, воссоздавать ли у храма нереализованный проект архитектора Бартоломео Растрелли или нет.
«Доминанты для Петербурга важны. Большая их часть представляет собой храмы. Спорить с важностью формирования архитектурного облика за счет зданий, которые возвышаются над общей средовой застройкой, бессмысленно, они нужны. Например, сейчас на Боровой улице мы воссоздаем церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В советские времена храм почти полностью уничтожили. Нам досталось кирпичное здание практически без архитектурно-художественных элементов. Мы восстановили пятиглавый купол, колокольню, планируем вернуть архитектурный облик зданию, – рассказывает председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров. – Дискуссии о возвращении утраченных доминант ведутся в нашем городе довольно долгое время. На мой взгляд, важно организовывать встречи и общаться с экспертами, в том числе о судьбе колокольни Смольного собора. Тем более есть специалисты, которые сегодня не согласятся с возможностью ее воссоздания».
По словам директора Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Петербурга Ильи Козлова, проект воссоздания колокольни Смольного собора – лишь один из множества объектов, которым организация уделяет внимание.
«Та работа, которую мы ведем, сосредоточена на доминантах, которые когда-то украшали пространство вдоль Невы. Мы хотим, чтобы у нас сложился качественный диалог с городом и экспертами, чтобы можно было получить разные мнения и выработать правильные решения относительно вопроса воссоздания колокольни Смольного собора. Мы уже несколько лет занимаемся этим вопросом, пытаясь нащупать почву для реализации проекта. Сегодня в Смольном соборе работает активный приход, настроенный на совместную деятельность. Более того, в нынешних обстоятельствах, когда из страны уехали люди, которые всегда и во всем выступают против, появляется возможность сформировать правильную, истинную позицию о судьбе проекта», – сказал Илья Козлов.
Первая причина – нужны документы
Возвращение колокольни Растрелли в городскую среду – это воссоздание или нет? Архитектор, руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн считает, что воссоздание объектов в целом дело хорошее, когда у специалиста есть чертежи...
«Я считаю, что в городе есть несколько объектов, которые точно должны быть воссозданы. Во-первых, церковь Успения Пресвятой Богородицы «Спас на Сенной» на одноименной площади. Во-вторых, Благовещенская церковь Конногвардейского полка на площади Труда. При этом возвращение колокольни Смольного собора – это не воссоздание. Учитывая ее конфигурацию, колокольню невозможно будет установить на имеющийся фундамент, она просто упадет. По этой причине проект никогда не пройдет Госэкспертизу. Кроме того, чертежей архитектурного сооружения нет, есть только модель, на которую нельзя опираться при работе над проектом. Более того, до конца неясно, какой же высоты должна быть колокольня: модель выполнена в высоту 140 метров, а в имеющихся документах указана высота в 170 метров. Разница очень большая, а значит, пропорции сооружения изменятся», – сказал Никита Явейн.
В этом непростом вопросе есть и юридические тонкости. Например, сегодня, по мнению экспертов, нет правовых оснований для появления такой колокольни в городе.
«Я считаю, что воссоздание колокольни нужно, но реализация проекта должна быть обоснована и подкреплена юридической базой. В Петербурге в этом плане работать непросто: довольно часто девелоперы застревают в судах со своими проектами, поэтому их реализация откладывается. Я считаю, что, прежде чем начинать такую масштабную работу, стоит хорошо проработать и учесть все юридические моменты, которые могут затормозить претворение идеи в жизнь», – сказала архитектор, генеральный директор ООО «ГородЪ» Татьяна Новицкая.
Завершить ансамбль
В Петербурге представлен уникальный ансамбль зданий и сооружений, построенных в стиле барокко, и на данный момент он не завершен, считает архитектор, член совета по церковной архитектуре Санкт-Петербургского союза архитекторов Роман Муравьев.
«Да, он нуждается в некоем завершении. Потому что любой ансамбль ценен наличием всех своих компонентов. Сегодня Петербургу не хватает доминант, все церковные сооружения, которые, по сути, ими и являлись, были уничтожены советской властью. Говорить, что колокольня каким-то образом закроет панорамный вид на Смольный собор неправильно, так как со всех видовых точек города собор будет виден. Я отмечу, что здания, построенные в стиле барокко, интересны для рассмотрения вблизи, а не издалека. И, конечно, сегодня мы должны поддержать авторское решение одного из выдающихся архитекторов Бартоломео Растрелли, претворив его проект в жизнь», – сказал Роман Муравьев.
Отметим, что на сегодняшний день сделана 3D-модель колокольни высотой в 170 метров.
«Специалисты Института истории материальной культуры еще в 2009-2010 годах провели археологические раскопки у Смольного собора, где должна была быть построена колокольня. Там обнаружен исторический фундамент, рассчитанный на строительство одного из самых высоких зданий Европы в то время. Материалы, включая иконографию, для работы есть. Более того, на данный момент мы продолжаем плотно работать с этой информацией. Мы построили и сделали в новом формате с помощью чертежей 3D-модель колокольни, а в декабре минувшего года в небо поднялись тысячи дронов, которые воссоздали облик объекта», – рассказывает вице-президент региональной творческой общественной организации «Союз архитекторов России» «Санкт-Петербургский союз архитекторов» Михаил Мамошин.
По словам архитектора, яркий пример, когда доминанты возвращают первоначальный исторический облик объектам и городу, – воссозданная колокольня Воскресенского Новодевичьего монастыря на Московском проспекте.
«Появление колокольни поднимет статус Смольного собора, как это произошло с Воскресенским Новодевичьим монастырем в свое время, – отметил Михаил Мамошин. – Я думаю, что дискуссия о возвращении архитектурной доминанты должна быть продолжена. Уверен, что ее появление, таким образом, завершит барочный ансамбль Растрелли».