Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Светлана Никитина: «Надо развивать отечественное производство. Мы все можем делать сами»

Дефектоскопист Кронштадтского морского завода Светлана Никитина рассказала, как спасают мощные турбины, тяжело ли девушке работать на заводе и как национальный проект «Производительность труда» помог обустроить рабочее место, чтобы экономить время и силы
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

– Как пришли на завод?

– В 1994 году, мне было 18 лет. Начала учеником фрезеровщика. Освоила эту специальность досрочно, вместо шести месяцев за три. Потом работы становилось все меньше, сами понимаете, 90-е годы время не простое. Одно время трудилась на другом предприятии, но потом снова вернулась на любимый завод. Освоила профессию заточника. Затем снова перерыв, работала на секретном заводе, на производстве для оборонки. Но моя судьба тесно связана с Кронштадтским морским заводом, поэтому вновь вернулась на завод уже дефектоскопистом. Сейчас владею цветной и магнитной дефектоскопией.

– Расскажите о специфике этой работы?

– Главное – найти дефекты на изделии. В основном это могут быть трещины в металле. Скажем, при цветной дефектоскопии деталь обрабатывается пенетрантами (составы, выдающие контрастным цветом изъяны в материале). Это позволяет обнаружить существующие дефекты. Еще один способ – намагнитить деталь на станке и обработать специальным раствором. Если есть трещины, они проявляются черным цветом, как заплатки. Видны мельчайшие дефекты.

– А что это могут быть за детали и чем опасны трещины в металле?

– К примеру, в нашем цехе ремонтируют турбины для судов и нефтегазового сектора. Я провожу их дефектовку. Если пропущу где-то трещину, во время работы агрегата она может расшириться, и турбина сломается. Можно сказать, от качества этой работы зависит плавание многих судов.
Скажем, проверяю лопатки ротора на магнитном станке. На трех лопатках нахожу трещины. Для эксперимента проверяю эти лопатки на цветной дефектоскопии, трещин не видно. То есть цветная помогает найти только поверхностные трещины, а магнитный контроль находит и внутренние. Поэтому цветная проверка проводится обычно с деталями, которые нельзя намагнитить.

– Что самое сложное?

– Есть очень маленькие трещины, которые практически незаметны. Это кропотливый труд. А еще есть крупные детали. Скажем, огромные газоходы. Там приходится залезать внутрь агрегата. Тяжелые детали, к примеру ротора. Они стоят на подставках, но во время проверки нередко съезжают. Мне приходится их толкать, когда совсем тяжелые, без кран-балки не обойтись. Да и простые детали могут весить десятки килограммов, но ничего, справляюсь.

– А вообще, девушке сложнее работать на производстве?

– Даже не знаю. Лично я люблю свой завод, мне нравится моя работа. За годы труда, кроме специальностей, о которых говорила выше, еще освоила станок, на котором пилю заготовки для деталей. Планирую еще освоить люминесцентный контроль. Сейчас создается такой участок на заводе. А потом – и визуальный контроль.

– Для чего нужно столько уровней контроля?

– Допустим, мне принесли на проверку шестеренку. Можно чисто визуально заметить, если есть брак, значит, дальнейшие проверки не нужны. Это экономия времени и затрат на составы.

– Как практики национального проекта «Производительность труда» помогают в вашей работе?

– Например, в организации пространства. Согласитесь, на рабочем месте должна быть чистота, уют и порядок. Все детали и инструменты должны быть на своих местах. У меня теперь это так. Просторно, чисто, все под рукой.

Это удобно, работа идет быстрее, не тратишь время на лишние действия, поиск нужных инструментов. Практики нацпроекта помогли сэкономить время и силы. И для меня очень важной оказалась возможность внести свои рационализаторские предложения, которые реально поддержаны и реализованы.

В моей практике бывали случаи, когда поступали бракованные детали. Я складывала их на полку, и со временем собралась целая коллекция. Тогда мы с мастером соорудили стенд, где разместили все эти детали. На этом стенде теперь можно посмотреть, какие бывают дефекты, это помогает рабочим проанализировать их и не допускать подобных ошибок в будущем.

– Что посоветуете молодому поколению рабочих?

– Чем раньше человек придет на завод, тем скорее он наберется опыта и освоит профессию. Тут всегда есть куда расти. Интересная работа.
К тому же, учитывая санкции Запада, надо развивать отечественное производство. Мы все можем делать сами. Надо дальше развивать заводы, а для этого нужны рабочие руки.

Факты

Совместно с мастером участка Светлана Никитина одной из первых реализовала инструменты 5S на своем участке. Напомним, 5S – это система организации и рационализации рабочего места (рабочего пространства), один из инструментов бережливого производства, применяемый в рамках национального проекта «Производительность труда».

Никитина – автор нескольких предложений по улучшениям, одно из которых стало «Лучшей практикой».

Эксперт

«В конце 2019 года Кронштадтский морской завод стал первым участником национального проекта «Производительность труда» и за полгода увеличил производительность более чем на 10%. На газотурбинном производственном потоке экспертами Регионального центра компетенций в сфере производительности труда было выявлено около 30 проблем. Например, неэффективная транспортная логистика, хаотичность расположения рабочих мест, задержка с поставкой необходимых запчастей. Для решения проблем были внедрены методы бережливого производства, такие, как система 5S, производственный анализ, матрица компетенций, адресное хранение комплектующих. Тем самым нам удалось ускорить срок ремонта газоперекачивающего агрегата с 273 до 207 дней», – сказала генеральный директор Регионального центра компетенций в сфере производительности труда в Санкт-Петербурге Ирина Голубцова.

Справка:

Национальный проект «Производительность труда» призван создать условия для ежегодного прироста производительности труда в стране на 5% к 2024 году. В основе – формирование новой производственной культуры, основанной на бережливом производстве.

Оператором национального проекта в Санкт-Петербурга является Региональный центр компетенций в сфере производительности труда. На сегодняшний день в проекте участвуют более 130 предприятий обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственного комплекса, транспорта, строительства и торговли.

Получить адресную поддержку могут предприятия с годовой выручкой от 400 миллионов рублей и долей иностранного капитала не более 50%.
Как национальный проект «Производительность труда» помогает в работе переводчику рисунка на Императорского фарфоровом заводе читайте тут.