Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Ольга Бурдуленко: «Хотела бы изучать темную материю»

Ученица Академии талантов Ольга Бурдуленко мечтает стать физиком и изучать темную материю. Сегодня она помогает своему научному руководителю в Новом физтехе ИТМО, работает в лаборатории инфохимии, занимается танцами и спортивной стрельбой. Как попасть в университет еще в школе, девушка рассказала «Петербургскому дневнику»
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Ольга, как вы попали в Академию талантов?

– Моя учительница химии в конце мая прошлого года прислала мне запись, что ИТМО совместно с Академией талантов организует интересную смену по направлению «Физика и химия процессов и материалов». На самом деле поначалу я подумала, что это какой-то откровенный развод: как могут бесплатно везти в Ленобласть в очень интересный лагерь и чему-то учить. Но я решила подать заявку. Подумала: будь что будет. В итоге я попала и буквально через неделю ехала в лагерь «Зеркальный». Для меня это стало большим жизненным открытием, которое до сих пор удивляет.

– Как вы поняли, что вам интересна физика?

– Физика в школе появляется в 7-м классе, за ней, в 8-м, начинается химия. В целом мне всегда нравилась математика, с языками, например, у меня ничего не шло. Физика меня заинтересовала сразу, а вот с химией было не так: я ее долго не понимала, хоть у нас и замечательный учитель, а часов этого предмета у нас в школе мало. Именно поэтому большое количество информации не получалось донести до класса за раз. И я с химией какое-то время «воевала», потому что мне часами приходилось сидеть дома за учебниками, чтобы понимать хотя бы малость от того, что звучит на уроке. В итоге я стала понимать химию, и предмет мне понравился. При этом параллельно я занимаюсь физикой, какое-то время я даже хотела перейти в физмат в конце 9-го класса, но что-то не сложилось, и я решила остаться в своей родной школе, в которой учусь с 1-го класса.

– Сейчас вы сотрудничаете с Новым физтехом ИТМО. Откройте секрет: как школьница оказалась в настоящей лаборатории?

– Дело в том, что смена в «Зеркальном» была организована совместно с Новым физтехом и перовскитной лабораторией. На смене пообщались с разными ребятами из этой лаборатории, и получилось так, что мне предложили стажировку. Я прошла собеседование, и меня взяли.

– Чем вы здесь занимаетесь?

– Я хоть и в лаборатории, посвященной разработке и работе с перовскитами, занимаюсь другими вещами. Мой проект в физической лаборатории связан с химией. На Новом физтехе я работала и продолжаю работать со своим научным руководителем над темой, которой он раньше занимался и писал по ней научную статью – это доноры наковаленных взаимодействий в бинарных сокристаллах никеля и меди. Вообще, металлы обычно отдают электроны и у них самый низкий заряд – 0. Но есть такие материалы, в которых металл стоит в центре и проявляют электрофильно-нуклеофильный дуализм. То есть они является как донором, так и акцептором. Это противоречит законам природы в какой-то степени.

– Как человеку помогают такие материалы?

– Работая с такими материалами и изучая их, мы можем воспроизводить что-то похожее и в других материалах. Так, мы можем заниматься инженерией кристаллов. Мы работаем в дуэте с моим научным руководителем: он представляет, какие вещества могут вступать в такие взаимодействия и создавать такие сокристаллы. Говорит мне: «Можем попробовать сделать с этим». Я ему помогаю, иногда делаю сама. Мы делаем эти вещества и отправляем в СПбГУ – там стоит оборудование, которое позволяет исследовать получившиеся кристаллы и сказать, какое у них строение, – проверить нашу теорию.

Представьте, мы можем управлять формированием веществ! Мне кажется, это звучит очень круто. Я уверена, что это применимо в различных жизненных областях. У меня есть еще один интересный проект, над которым я работала уже в лаборатории инфохимии ИТМО. Он связан с топологией – это раздел математики, занимающийся описанием поверхности систем и объектов. Я работала с атомносиловым микроскопом во время этого проекта! Это микроскоп, который помогает нам определять шероховатость. Делаем снимок рельефа и визуализируем его. Это очень важная вещь, и я считаю, что развитием этой сферы нужно заниматься. Человечество еще не придумало универсальный метод, который определит шероховатость поверхности. Представьте, у многих есть машина, и, понятное дело, что у колес должно быть определенное трение, чтобы вас в дождливую или снежную погоду не занесло на дороге. Производители по своим методикам делают хорошие шины, но наверняка для спокойствия вы хотели бы знать норму шероховатости и как ее измерить.

– Главный герой сериала «Теория большого взрыва» изучал теорию струн. А о чём наиболее интересном вы слышали из физики?

– На самом деле очень животрепещущая тема: все говорят о поиске темной материи. Изучая космос, ученые поняли, что как-то слишком много массы во вселенных и космическом пространстве. Вот одна звезда, вот другая, а вот и целая планета, галактика… Примерно рассчитали массу – она очень маленькая относительно того, что есть на самом деле. Ученые думают: а что же там такое? Есть одна очень развитая теория о том, что есть темная материя, которая добавляет массу. Мы копаем в сторону того, о чем совсем не знаем.

– Вы хотели бы изучать темную материю?

– Всегда интересно изучать что-то на макроуровне и тот же космос, ведь именно глядя на звезды, люди заинтересовались физикой и начали изучать ее.

– Кем вы видите себя через 15 лет?

– Я рассматриваю университет ИТМО, но пока не знаю – инфохимия или физика. Пусть ЕГЭ определит мою судьбу! Что лучше напишу, туда и пойду. В будущем я хотела бы заниматься междисциплинарными науками, ведь физику от химии не оторвать. Химия, по моему, это большой раздел физики. Как можно их разграничивать! Я еще подросток, и мои желания весьма быстро меняются. Я хочу быть ученым и развивать российскую науку, работать над тем, что будет полезно обществу. Либо над чем-то интересным.

– Что бы добавили в научную инфраструктуру города?

– Мне бы хотелось, чтобы в городе было больше научных мест, чтобы молодежь привлекали в науку, и я считаю, что очень круто, что есть такие места, как ИТМО и Академия талантов.

– Чем увлекаетесь?

– Я долго занималась спортивными танцами и очень хочу вернуться в спортивное диско – его почти не продвигают в России, а ведь в странах СНГ оно очень развито. Еще я занимаюсь спортивной стрельбой, участвовала в различных соревнованиях. Это история про меткость, и мне просто нравится стрелять, хоть и звучит это устрашающе!

БЛИЦ

– Любимая книга?

– Я очень боялась за ЕГЭ и готовилась с 10-го класса. «Учиться, учиться и еще раз учиться» затянулось для меня на два года. Но когда у меня было свободное время, я любила «Дом странных детей». Позже вышел фильм, но он отличается от книги.

– Любимый фильм?

– Я многое смотрела, и мне сложно выделить что-то одно.

– Ваше место силы?

– Есть три места, которые меня вдохновляют. Университет ИТМО – я невысокая, и, когда стою и смотрю на всех этих больших людей и ученых, которые ходят вокруг меня, это многого стоит. Второе место – это мой танцевальный зал. В спорте и танцах я выплескиваю эмоции и отдыхаю. А третье – это Пушкинские Горы. Потрясающее место! Когда вы выходите и смотрите на поля и горы, понимаете, почему Пушкин писал такие произведения.

– С кем бы хотели встретиться?

– Стивен Хокинг.

– Ваш жизненный девиз?

– Все что ни делается, все делается к лучшему.

Закрыть