Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Чемодан Шостаковича и работающая радиостанция: «Петербургский дневник» побывал в Музее «Бессмертного полка»

И увидел больше, чем ожидал
Фото: Светлана Холявчук/«Петербургский дневник»

Музей «Бессмертного полка», открывшийся в конце апреля, интереснее и содержательнее, чем может показаться на первый взгляд. В его экспозиции не только портреты ветеранов и вымпелы, как можно было бы подумать, а около 500 экспонатов военного и довоенного времени, большая часть из которых подлинники. Посетители музея могут послушать пластинку Марка Бернеса в воссозданном кабинете композитора Дмитрия Шостаковича, оценить солдатский быт и трофейную электронику в импровизированной землянке, а также почувствовать тяжесть кабеля, который в 1942 году бесстрашные ленинградцы проложили по дну Ладожского озера.

От Шостаковича до Шестаковой

Несмотря на то что сотрудники «Петербургского дневника» пришли в музей в часы его работы, дверь в помещение на Садовой улице, 55, была закрыта на замок.

«Мы принимаем гостей ежедневно, но только по предварительной записи. Достаточно позвонить по номеру 310-23-25», – сказал вовремя подошедший руководитель Музея «Бессмертного полка» и член одноименной организации Иван Ананьев, повернув ключ в замке.

Небольшое помещение музея логично делится на несколько локаций. И первое, что бросается в глаза, – воссозданный кабинет композитора Дмитрия Шостаковича. Честно говоря, корреспондент «Петербургского дневника» был не сильно впечатлен, пока не узнал, что практически все экспонаты – личные вещи композитора и его близких.

«Идея создать музей родилась у меня примерно год назад. Все началось с дневника сестры моей прабабушки, который она вела во время блокады Ленинграда. Еще в моей семье сохранились елочные игрушки военного времени. В общем, мы потихонечку обрастали вещами с историей, которые просто невозможно отправить на мусорку. Сначала мы хотели воссоздать типичную блокадную комнату, однако, когда нам начали передавать личные вещи Дмитрия Шостаковича и его семьи, мы решили сделать локацию, посвященную его творчеству», – вспоминает Иван Ананьев.

В импровизированном кабинете два кресла и стол, чернильный набор, люстра, шахматный столик, чашка с блюдцем, рукописи, граммофон – и всем этим когда-то пользовался композитор.

«К сожалению, нот знаменитой Седьмой симфонии, которая является музыкальным символом блокады, у нас нет, зато есть документы, в которых Дмитрий Шостакович просит эвакуировать его семью в Куйбышев. Кстати, наш граммофон в рабочем состоянии», – сообщил Иван Ананьев и поставил пластинку Марка Бернеса.

Но больше всего внимания привлекает большой дорожный чемодан композитора с концертным фраком и другой одеждой. Рядом на манекене красуется шелковое платье винного оттенка, к которому Дмитрий Шостакович никакого отношения не имеет.

«Когда-то я преподавал в радиотехническом колледже, и один из моих студентов сообщил, что певица и актриса Клавдия Шульженко – это его прабабушка. Я, конечно, опешил. После его семья подарила мне это платье. Впервые Клавдия Ивановна надела его в 1936 году, а уже во время войны выступала в нем на фронте. Также у нас в экспозиции есть сумочка солистки Малого оперного театра Веры Ивановны Шестаковой, которую называли «блокадным соловьем». Она выступала на фронте, а вечерами читала сказки на радио. Многие блокадники прекрасно помнят ее голос», – рассказал Иван Ананьев.

Фото: Светлана Холявчук/«Петербургский дневник»

До сих пор работает

Не меньше внимания на себя обращает импровизированная землянка. Среди муляжей оружия и камуфляжа стоят по-настоящему уникальные экспонаты. Например, трофейный офицерский немецкий радиоприемник «Braun BSK-238 D».

«Главный пропагандист Третьего рейха Йозеф Геббельс постановил, что все немцы, особенно военные, должны ежедневно слышать голос своего фюрера. Именно поэтому производство радиоприемников в нацистской Германии выросло в разы, да и цены были невысокие. Военным же подобные «чемоданчики» выдавались бесплатно», – рассказал Иван Ананьев.

Помимо этого, в музее есть полевая радиостанция 1942 года выпуска. «Такие станции США поставляли по программе ленд-лиза. Удивительно, но ее до сих пор можно использовать по назначению», – сказал Иван Ананьев, приложив трубку к уху.

Кстати, многие экспонаты музея можно потрогать, взять в руки или послушать.

«Нам хочется заинтересовать историей молодое поколение. Я работал с детьми и прекрасно знаю, что просто рассматривать предметы за стеклом им неинтересно. Так что наш музей будет интерактивным. Например, у нас можно будет послушать пластинки на граммофоне и радийные записи военных лет или же оценить, насколько тяжелым был «кабель жизни», который в 1942 году 17-летние девчонки прокладывали по дну Ладожского озера, чтобы фашисты не обесточили город, – пояснил Иван Ананьев, протягивая корреспонденту «Петербургского дневника» действительно очень тяжелый кусок того самого провода. – Один метр такого весил 15 килограммов! После войны этот провод подняли и проложили под Невским проспектом – и он снабжал город электроэнергией почти до начала нулевых годов».

Только начало

На данный момент в Музее «Бессмертного полка» выставлено около 500 экспонатов, а еще несколько сотен пока только ждут своего места.

«Мы бы хотели сделать большую экспозицию, посвященную театральной жизни блокадного Ленинграда: у нас очень много афиш тех лет. Хочется сделать локацию, посвященную блокадным и военным свадьбам. Пока мы выставили только свадебное фото 1945 года, а также венок из ватных ландышей, в котором, по заверению владельцев, в блокаду переженились почти все жители одной парадной в доме на Большой Подьяческой улице. Также хотелось бы сделать медицинскую экспозицию, ведь у нас коллекция медицинских предметов, которые принадлежали заведующей терапевтического отделения Мариинской больницы Вере Козловой. Ее родственники сохранили и передали нам хирургический набор и медикаменты, выпущенные еще до войны», – добавил Иван Ананьев.

Конечно, Музей «Бессмертного полка» не может не оправдывать название, поэтому там есть своя доска почета, на которой найдется место всем ветеранам и блокадникам.

«Любой желающий может принести нам фотографию своих родственников, которые прошли войну или блокаду, и немного рассказать о них. После фото мы будем вешать на нашу доску почета, а также загружать информацию на сайты «Бессмертного полка» и проекта «Живой дневник Ленинграда», который мы запустим в ближайшее время при поддержке Архивного комитета Петербурга. Там мы будем выкладывать аудиозаписи, сделанные в блокадном Ленинграде, а также воспоминания очевидцев тех страшных лет», – сообщил Иван Ананьев.

Впрочем, «Бессмертный полк» готов принять в дар не только фотографии. «Большая часть экспонатов попала к нам из рук коренных ленинградцев или их родственников. У нас множество предметов быта, которые не очень интересны каким-то большим классическим музеям. Тем не менее они несут память об истории нашего города, которую очень важно сохранить. Мы просим всех, кто планирует избавиться от посуды, одежды, мебели, игрушек, книг, фотографий и любых других вещей, сделанных во время войны или до нее, связаться с нами. Возможно, ненужные кому-то вещи станут частью нашей экспозиции», – сказал Иван Ананьев.

Фото: Светлана Холявчук/«Петербургский дневник»