Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

В Петербурге впервые показали «ключик» к кладовым российской Арктики

Судно предназначено для поиска полезных ископаемых на дне моря с помощью 3D-технологий
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Ключ выглядит весьма внушительно: ширина около 20 метров, а длина – более 90. Таковы габариты уникального научно-исследовательского судна «Академик Примаков», которое предназначено для поиска полезных ископаемых на дне моря с помощью 3D-технологий.

Одной из главных тем, поднятых на Петербургском международном экономическом форуме, является освоение Арктики. Под этим подразумевается в том числе и поиск полезных ископаемых в непростом со всех точек зрения регионе. И Россия по праву занимает в данном вопросе активную и лидирующую позиции. Ну а судно «Академик Примаков» является одним из главных ее «инструментов».

Куда не ступала нога «сухопутных»

В этом смогли воочию убедиться участники и гости ПМЭФ, осмотревшие пришвартованный на набережной Лейтенанта Шмидта уникальный корабль. Причем «посторонние» (в число которых входили и корреспонденты «Петербургского дневника») на его борт были допущены практически впервые. И дело не только в том, что он является режимной «территорией». Судно, оснащенное самым передовым для исследования морских шельфов оборудованием, как говорится, выше капитанского мостика загружено работой. В том числе и по заказам наших иностранных партнеров. Так что в российских водах до всех недавних событий оно было нечастым гостем. Ну а в Петербурге оно вообще появилось впервые. Правда, не ради ПМЭФ (это оказалось всего лишь приятным совпадением) – судно проходило на Канонерском заводе промежуточный ремонт. И эти необходимые для корабля работы тоже, кстати, впервые были выполнены на отечественном предприятии.

«Последние два года «Академик Примаков» трудился в Индийском океане, – пояснил Сергей Горьков, глава корпорации «Росгеология», которой принадлежит корабль. – Там были крайне сложные условия для работы, и экипаж с честью справился с заданием. Но главное – приобрел дополнительный неоценимый опыт, который будет совсем не лишним при освоении нашей Арктики».

Так что, как шутят на корабле, санкции и здесь в своем роде пошли нам на благо: «Академик Примаков» получил теперь большой заказ от «Газпрома». И можно не сомневаться, и здесь справится с поставленной задачей.

В пару кликов

Ну а в чем же все-таки заключается уникальность этого судна? Об активно применяемых 3D-технологиях в «Росгеологии» и на самом корабле говорили совсем не случайно. Изюминка в том, что во время движения судно выпускает за собой гигантский «хвост» шириной в километр и длиной около шести километров (!) из нескольких так называемых сейсмокос, которые излучают сигналы, «прощупывающие» дно на большую глубину. И вся получаемая таким образом точная информация выводится на мониторы, причем в разных проекциях.

«В итоге мы получаем очень точную сетку разрезов, благодаря которой происходит определение наличия углеводородов и полезных ископаемых, – поясняет начальник научной партии Роман Майоров. – Подобные геофизические исследования сейчас в мире активно развиваются, но наше судно можно считать флагманом в этом направлении. К тому же мы сейчас внедряем передовые и интересные решения для работы в арктических водах. Да и по мощности у нашего судна нет конкурентов».

Кстати, поговорка «Сила есть, ума не надо» – это тоже не про судно «Академик Примаков». И вот, к примеру, только один факт. Вес всего спускаемого за борт для проведения исследований оборудования достигает 200 тонн (!). Причем работать оно должно только во время движения судна и не опускаясь на дно. Так вот: управление всем этим поражающим воображение «хвостом» осуществляется буквально с помощью одной компьютерной мышки!

«На самом-то деле, все не так уж и просто, потому что всегда есть вероятность зацепить сейсмокосами за какое-нибудь препятствие, – признается Роман Майоров. – Всегда приходится быть начеку. Правда, при возникновении проблем мы опять же благодаря 3D-технологии сразу можем увидеть на мониторах, что произошло».

Конечно, ход успешной исследовательской работы зависит и от идеальной согласованности действий не только сотрудников научной партии, но и тех, кто находится на капитанском мостике и в машинном отделении. «Управлять таким современным кораблем одно удовольствие, – делится капитан Александр Панкратьев. – Жаль только, что молодежи у нас в экипаже не слишком много. Наверное, молодых ребят сейчас больше привлекает карьера блогеров. Но ведь и у нас на борту много компьютеров. И морской романтике они нисколько не мешают».

Многозначительные совпадения

Что же касается экономического форума, то к его работе «Академик Примаков» оказался причастным еще одним и самым неожиданным образом. Внук Евгения Максимовича Примакова, Евгений Александрович, вручил кортик своего деда экипажу исследовательского судна. По его словам, мало кто знает, что выдающийся политический и государственный деятель больше всего гордился не тем, что возглавлял внешнюю разведку или определял внешнюю политику России, а званием академика, которое получил за свои научные труды. И, кроме того, он ведь был ещё и профессиональным моряком, поскольку закончил мореходку. «Интересно, что первое судно, на котором мой дед выходил в море, называлось «Правда», – отметил Евгений Александрович. – А потом он работал в газете «Правда». Но я считаю величайшей справедливостью, что уникальное российское научно-исследовательское судно носит название «Академик Примаков». И наша семья решила, что кортик, который мой дед получил по окончании мореходки, должен храниться на борту именно этого корабля».

Семейная реликвия была передана прямо в руки капитана. При этом глава «Росгеологии» Сергей Горьков отметил, что в данном случае наблюдается, так сказать, двойная преемственность. Ведь корабль тоже занимается своего рода внешней разведкой, пусть и полезных ископаемых. При этом Горьков от имени корпорации и всех членов экипажа подарил Евгению Александровичу довольно внушительного объема альбом с фотографиями тех мест, где побывало исследовательское судно.

Кстати, уже в ближайшие дни «Академик Примаков» отправится на работу в Карское море, где проведет всю летнюю навигацию.

Закрыть