Яндекс.Метрика
  • Александр Вершинин

Александр Вершинин: «Великодушному и дальновидному правителю…»

Сегодня исполняется 350 лет со дня рождения Петра I
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Можно себе представить реакцию жителей и гостей Юрмалы, когда в позапрошлом году у одного из частных домов, на пути к пляжу, появилась статуя Петра Великого на коне, который в прямом и переносном смысле «лишенный первоначальной высоты монумента», кажется, тоже «спускается» к морю. Удивление и шок, воодушевление и неприятие, веселье и волнение, ажиотаж... В книгах и статьях, на сайтах и форумах давно обсуждается приключенческая история этого знаменитого рижского памятника русскому императору.

Начиналась она не с торжественного открытия монумента в 1910 году... в центре Риги и в присутствии последнего монарха империи. Большой резонанс вызвала сначала сама идея увековечить память объединения с Россией в связи с двухсотлетием со дня вступления в Ригу войск Петра Первого. В юбилейном комитете доминировали немцы. Русские оказались представлены слабо, латышей не было. Хотя к этому времени латыши составляли в Риге самую крупную этническую группу.

Потомки немецких рыцарей-крестоносцев и ганзейских купцов со средних веков управляли в прибалтийских землях. Немецкие бароны, помещики и торговцы прочно обосновались в Прибалтике. Их влияние не ослабевало, несмотря на периоды шведского и польского правления. После присоединения в 1721 г. Петром Великим Лифляндии с Ригой и Эстляндии с Ревелем (Таллин), а Екатериной Второй – Курляндии с Митавой (Елгава) в 1795 г. немецкое могущество усиливалось. И русским генерал-губернаторам в Латвии порой приходилось защищать права тамошних «неграждан» – русских и латышей. Вместе с тем в условиях сохранявшейся со времен Петра балтийской автономии развивалось национальное самосознание латышей.

И у самых разных групп и слоев населения нашел отклик призыв к пожертвованию средств на создание памятника царю: «Великодушному и дальновидному правителю, который даровал возможность развивать свою культурную жизнь». После сбора денег практически не потребовалась государственная помощь.

Конкурс на лучший проект объявили открытым. Любопытно, что в ходе общественного обсуждения проектов большинство публики склонялось к выбору образа Петра – государственного деятеля и просветителя. Но жюри лучшим среди пятидесяти восьми признало проект, который представлял царя полководцем. Но без повелительных взоров и жестов. В походном мундире и треуголке. Простым, но величавым. Таким его увидел немецкий скульптор Густав Шмидт-Кассель.

Победу и премии в конкурсе немецкие скульпторы завоевали закономерно. В жанре конной статуи лидерство и авторитет знаменитой германской скульптурной школы был в то время бесспорным. В Германии насчитывалось более 300 конных памятников. В одном Берлине – два десятка, как ни в одной из европейских столиц. Даже и сегодня в духе этих традиций, а также новых технологических веяний, образцового канцлера Германии, Ангелу Меркель «почтили» монументальной статуей на коне, изготовленной из бетона с помощью 3D-печати.

Но в результате Первой мировой войны и революции, падения самодержавия началось «время удаления старых памятников» – «власть переменилась». Латвия добилась независимости, и первой ее дважды признавала Советская Россия – сначала в качестве Советской Республики Латвии (1918), а затем – Латвийской Республики (1920).

Победителями и проводниками новой власти вместе с латышскими стрелками были деятели латышской культуры. Учились и работали в России, вдохновляли своим творчеством революционные массы. После революции вернулись на родину. В частности, многие латышские скульпторы прошли через петербургскую художественную школу, потом реализовывали ленинский план монументальной пропаганды в Петрограде. Его участники создали в тридцатые годы и самый знаменитый символ Риги – статую Свободы.

Этот памятник в 1935 году установили на том месте, которое раньше занимала скульптура Петра. Использовали гранит из ее постамента. Правда, имперский монумент не сносили. Еще в первую мировую войну в ходе эвакуации памятник Петру оказался на дне моря. В тридцатые его по частям подняли эстонские водолазы, а рижские власти даже выкупили «ввиду его высокой исторической ценности». Но не восстановили. Во время Второй мировой войны останки бронзового всадника спасли от отправки в Германию на переплавку, и он не погиб. В самой Германии тогда многие памятники, например Бисмарку и Вильгельму I (в т.ч. конные), «перековали».

В советское время разобранный Петр пылился на складах. В девяностые – избежал печальной судьбы «изделий» из цветных металлов: разыскан в сараях, снова спрятан, а затем, наконец, реставрирован благодаря энтузиастам и меценатам.

Были запросы петербургских и решения рижских властей о передаче памятника Санкт-Петербургу. Эту инициативу можно оценивать по-разному. Как «свидетельство крепнущей дружбы двух городов», акт «спасения культурных ценностей» или жест «доброй воли»… а может быть, и как желание «сплавить» его за пределы Латвии… как своего рода «репатриацию», а то и «депортацию». Такая столь «неоднозначная» акция в результате возникшей шумихи и юридической неразберихи не могла быть реализована.

Но «жители и гости нашего города» со времени празднования его трехсотлетия все-таки любуются памятником: точнее, его копией, зато в парадном варианте на площади и постаменте перед Константиновским дворцом в Стрельне. У копии тоже своя история. А в качестве места установки монумента рассматривали нижний парк с другой стороны дворца, ближе к морю. Однако новый парадный въезд в государственный комплекс «Дворец конгрессов» логично указал строителям наиболее заметную точку нахождения памятника хозяину дворца.

А подлинный «рижский всадник» еще долго «скитался» по углам латвийской столицы и, наконец, оказался в том месте, с которого начался очерк… Туристы любят сегодня фотографироваться на фоне неожиданной достопримечательности у моря. Хотя памятник мог бы украсить любой парк, сад или сквер латвийской столицы. А что касается других, не эстетических, а политических и юридических вопросов, то с ними надо спокойно разбираться, вспоминая всю историю страны в целом и памятника в частности. Без изъятий и умолчаний.

Автор очерка выражает искреннюю признательность Д. Беликову, Е. Гомбергу и И. Малюшину, поделившимся своими воспоминаниями и материалами.

Закрыть