Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Искренность – главный критерий»: Цветана Омельчук о своем выступлении на Фестивале цветов

Солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра о том, чего ждать зрителям

С 9 по 11 июня в Петербурге пройдет Фестиваль цветов. В день открытия его программа обещает посетителям не только самый настоящий праздник флористики, но и выступление молодых солистов ведущих театров города. Среди них – солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и лауреат международных конкурсов Цветана Омельчук.

Накануне открытия праздника «Петербургский дневник» встретился с Цветаной и поговорил о том, чего ждать зрителям от грядущего фестиваля, особенностях выступления на крупных общегородских площадках и нюансах восприятия оперной музыки.

– Цветана, для вас это первый опыт выступления на подобных фестивалях?

– До этого у меня уже был подобный опыт – выступление в парке на небольшом фестивале в одном из городов Подмосковья. Но что касается крупного общегородского фестиваля именно в Санкт-Петербурге, то да, это будет мое первое мероприятие подобного рода.

– Есть ли отличия в подготовке к выступлению на фестивале от подготовки к выступлению в филармонии?

– Думаю, разница в том, что в какой-то степени чувствуешь больше ответственности. Перед городом в том числе. Ведь это крупное общегородское мероприятие. С другой стороны, подобный опыт вызывает и больше интереса, потому что никогда не знаешь, как все пойдет – и в плане погоды, и в том плане, как тебя будет принимать публика. Если в филармонии публика уже более-менее подготовлена к тому, что будет происходить на сцене, то на крупном городском фестивале никогда не знаешь, кто придет – это могут быть как взрослые люди, так и дети. Мы ничего не знаем о том, какие у них музыкальные предпочтения. Но всегда очень интересно наблюдать за реакцией слушателей.

– Как проходила сама подготовка?

– Сначала мы репетировали свои номера каждый по отдельности, затем уже соединяя все выступления в общую программу. А в остальном, по большому счету, от нас, артистов, требуется только одно – выйти на сцену и выступить искренне, от всего сердца. Тут, скорее, многое зависит от звукорежиссеров, которые будут отслеживать качество звука. Например, чтобы ветер не попадал в микрофон, чтобы не было никаких посторонних шумов и так далее. А мы, артисты, всегда отдаемся выступлению на все сто процентов независимо от того, где мы выступаем и перед каким количеством людей.

– Есть ли у вас какие-то приемы, как работать с публикой, которая не привыкла к оперному исполнению?

– Здесь у меня только один принцип – всегда быть честной, открытой со своим зрителем и слушателем, тогда люди отвечают тебе тем же. Также можно, скажем так, поиграть с публикой – спуститься в зал например. Самое главное – искреннее взаимодействие.

– Что, на ваш взгляд, может дать артисту участие в подобных крупных фестивалях?

– Прежде всего это возможность привлечения новой аудитории к оперной музыке. Кроме того, я считаю, что подобный опыт расширяет горизонты академического пения – это тоже большой плюс. Нам как академическим артистам выступление на таких фестивалях дает немного больше свободы в плане исполнения, свободы движений на сцене. Можно отойти немного в сторону от классического академизма для того, чтобы зрителю, пришедшему на фестиваль, выступление не показалось скучным и слишком консервативным. То есть это такой своеобразный экзамен для артиста: насколько ты профессионален и можешь заинтересовать любую публику.

– Бытует такое мнение, что к оперной академической музыке слушатель должен быть подготовлен. Насколько это справедливо?

– Я считаю, что действительно важна хотя бы небольшая подготовка, своеобразная база. Дело в том, что когда приходишь на оперу, и она, например, звучит на немецком языке, ты все равно так или иначе будешь отвлекаться на бегущую строку, чтобы прочитать перевод. То есть ты уже не сможешь полностью наблюдать за тем, что происходит на сцене, проникнуться самой музыкой и тем, что в нее вкладывал композитор. Внимание будет сконцентрировано на другом – чтении перевода.
Поэтому перед тем как пойти на оперу, важно хотя бы прочитать либретто, чтобы иметь представление, о чем пойдет речь во время выступления. Важно, чтобы зритель понимал, с какой историей артист выйдет на сцену. Когда он это понимает, то и само действие, происходящее на сцене, ему будет воспринимать гораздо проще и интереснее.

– По какому принципу отбирались произведения, которые будут исполнены на сцене фестиваля?

– Во-первых, я думаю, отталкивались от настроения и атмосферы самого мероприятия, то есть ничего грустного, все по-максимуму веселое и позитивное, дарящее легкое настроение. На мой взгляд, режиссер-постановщик фестиваля с этой задачей справился на все сто процентов. Ознакомившись с репертуаром того или иного артиста, были выбраны те номера, которые войдут в концертную программу. Конечно, учитывалась и тема фестиваля – 350-летие Петра Первого. Все это можно будет увидеть и почувствовать совсем скоро. Мы, артисты, приглашаем всех жителей и гостей города на этот праздник и сами ждем это событие с нетерпением.

Закрыть