Яндекс.Метрика
  • Оливия Ланкастер

«Спектакль как человек – он рождается, живет и умирает»: Алексей Титков о последнем показе постановки «Бешеные деньги»

На сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева 8 июня ее покажут в последний раз

8 июня на сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева в последний раз покажут спектакль «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского. Постановка Александра Кузина, увидевшая свет в сентябре 2003 года, заканчивает свою почти 20-летнюю жизнь. О том, как спектакль рождался, жил на сцене и как стоит относиться к его уходу, мы поговорили с исполнителем главной роли Саввы Василькова актером Алексеем Титковым.

– Алексей Викторович, расскажите, как начинался этот спектакль.

– Он ворвался в нашу жизнь стремительно. Александр Кузин – потрясающий режиссер, а еще он замечательный педагог. Когда мы начинали репетировать, мне было немного за тридцать. Я уже окончил театральный институт, но при этом во время репетиций у меня было ощущение, что я еще раз прохожу курс актерского мастерства. Кузин говорил такие классные, простые вещи, о которых ты, естественно, знаешь, но то ли позабыл, то ли не до конца их понял в какой-то момент. И это было как глоток свежего воздуха. С ним репетировать было очень интересно. Все происходило очень быстро. Не было времени на долгую раскачку, и мне это очень нравилось. Я люблю сразу «впрыгивать» в материал и видеть результаты. Поэтому и премьера, и вся жизнь этого спектакля была такой яркой.

– Почему Кузин выбрал именно «Бешеные деньги»?

– Для него было очень важным название пьесы. Он прицепился к слову «бешеные» и решил поставить спектакль не просто о бешеных деньгах, а о бешеных чувствах, бешеной любви, бешеной ненависти. Ведь в этой пьесе все бешеное. Хотя у Островского словосочетание «бешеные деньги» имеет немножко другой смысл, нежели тот, который мы придаем ему сегодня. Скорее, драматург имел в виду шальные деньги. И Кузин прямо на первых репетициях поставил перед труппой очень хороший и важный вопрос: становится ли человек счастливым, приобретая большие деньги? Мы пытаемся ответить на него в течение всей постановки.

– Роль Кучумова играли два знаменитых ТЮЗовских актера – Николай Иванов и Игорь Шибанов. Каким у них получался этот персонаж?

– Да, они играли эту роль по очереди. И, конечно, у каждого была своя фишка. Иванов играл пожилого барина, который делает вид, что он еще очень молод и бодр. Шибанов тоже изображал молодящегося мужчину, но при этом осознающего, насколько он смешон в погоне за давно ускользнувшей юностью. Я знаю, что они оба очень любили этот спектакль. Иногда мне казалось, что они друг друга даже немного ревновали.

Два года назад роль Кучумова перешла к Борису Ивушину. Это связано с печальными событиями. Николай Иванов сильно болел, а Игорь Шибанов скоропостижно ушел из жизни. В 2019-м мы ехали на гастроли в Краснодар. Перед вылетом Игорю Георгиевичу стало плохо, его увезли в больницу, и там он скончался. Все были в шоке и не понимали, что делать. Ведь гастрольный спектакль нельзя отменить.

Начали думать, кто может заменить Шибанова, и пришли к мысли, что это Боря Ивушин. Мы с ним встретились в театре, сели, и полночи я ему рассказывал про пьесу, про спектакль. Потом купили билеты, и он в самолете доучивал текст. Прилетели, и после одной репетиции Борис ввелся в спектакль, который мы отыграли со слезами на глазах.

– В чем актуальность Островского сегодня?

– Островский – это наш русский Шекспир. Как и Шекспир, Александр Николаевич был абсолютно театральным человеком и прекрасно знал, как все устроено в театре. Поэтому и пьесы у него очень театральные. А еще он был великолепным психологом и разбирался в человеческих чувствах. Думаю, поэтому его пьесы настолько точны и злободневны сегодня. Островский знал, о чем пишет.

– Что для вас лично олицетворяет Савва Васильков?

– Это абсолютно честный и чистый человек. Конечно, у него есть свои плюсы и минусы, но он никогда не преступит нравственный закон. Общество таких людей не только не понимает, но еще и осуждает. Я много об этом размышляю.

– Как вы думаете, в чем секрет долголетия спектакля «Бешеные деньги»?

– Первоклассная пьеса, великолепная режиссура, прекрасные актерские работы, минималистичная сценография Марта Китаева и шикарные костюмы Михаила Воробейчика. Все эти компоненты слились в одно гармоничное целое и подарили счастье большому количеству людей.

– Вам грустно, что спектакль закрывают?

– Я отношусь к этому философски. Спектакль – как человек: он рождается, живет и умирает. Это закон жизни. Я светло прощаюсь с «Бешеными деньгами» в надежде на то, что эту постановку заменит другая пьеса Островского. Ведь в моей жизни есть забавная десятилетняя цикличность, связанная с этим автором. В 1993 году я сыграл Мизгиря в «Снегурочке», в 2003-м – Василькова в «Бешеных деньгах», в 2013 году – Досужего в «Доходном месте». Теперь с нетерпением жду 2023 год, так как в ТЮЗе намечена премьера «Леса» в постановке болгарского режиссера Александра Морфова.

Закрыть