Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

«Не только у меня, но и в жизни АВТОВАЗа начался новый этап»: Максим Соколов – о переходе на новую должность

Максим Соколов, возглавивший АВТОВАЗ, был вице-губернатором Петербурга с декабря 2019 года. В эксклюзивном интервью «Петербургскому дневнику» он подвел итоги своей работы в Смольном и назвал главные задачи на новой должности

– Максим Юрьевич, расскажите, как состоялся ваш переход на новую должность. Для вас это стало неожиданностью? Оставалось ли в принципе время на раздумья?

– Когда перед тобой стоит стратегически важная задача, решение необходимо принимать взвешенно и быстро. Я всегда руководствовался этим правилом в профессиональной деятельности. Так было и в этот раз.

– Удалось попрощаться с коллективом? Сотрудники вашего аппарата рассказывали, что новость о вашем переходе потрясла их, многим оказалось трудно расставаться…

– Мне очень повезло: все эти два с половиной года я работал в настоящей команде единомышленников. У нас действительно был очень сплоченный коллектив. В моем аппарате работали двенадцать человек. Я уверен в профессионализме, большом потенциале и личной порядочности каждого из них. Это дорогого стоит.

Конечно, всегда трудно расставаться со слаженной командой, где один за всех и все за одного. В своем завершающем посте от имени вице-губернатора Петербурга на официальной страничке в социальной сети «ВКонтакте» я написал, что каждый день на протяжении всей деятельности на посту вице-губернатора я чувствовал надежное плечо коллег. Убежден, что надежное плечо друг друга мы будем чувствовать и дальше, несмотря на большие расстояния.

– Какие события вы считаете самыми важными в тех отраслях, которые вы курировали? А где, наоборот, что-то не получилось?

– Было бы странно отрицать, что последние два года были нелегкими в целом для Петербурга и в особенности для курируемого мной блока. Снижение туристического потока, ограничения в пассажирских перевозках и авиаперелетах, в работе промышленных предприятий и сферы обслуживания – все это потребовало особого внимания и экстраординарных мер поддержки со стороны властей. При этом работа в пандемию стала для нас во многом уникальным опытом. Именно это доказало, что мы можем активно действовать и вести переговоры с инвесторами даже в самое сложное время с небольшими потерями.

Но с уверенностью могу утверждать, что мы достойно прошли выпавшие на нашу долю испытания. Инвестиционно-транспортное направление, туристический и промышленный блоки имеют запас прочности на ближайшую перспективу.

Мы сделали главное – сохранили темпы реализации ключевых инвестиционных проектов.

В Приморском районе завершили строительство Шуваловской развязки Западного скоростного диаметра (ЗСД), которая переключила на себя часть трафика с улиц Савушкина и Планерной, обеспечила полноценную доступность жилых массивов Каменки и Юнтолово.

В 2021 году стартовали другие крупные транспортные проекты – строительство развязок: Витебской, которая позволит распределить транспортный поток сразу в нескольких районах города, и развязки в районе улицы Шкиперский проток, которая скоро обеспечит удобным транспортным сообщением намывные территории Васильевского острова.

Уже несколько лет в Кронштадте ударными темпами реализуется проект «Остров фортов». Это комплексная модернизация инфраструктуры города, создание уникальных туристических и культурно-просветительских объектов.

Также именно в эти непростые два года в Петербурге стартовали проекты общественных пространств и спортивно-досуговых объектов.

Так, уже в конце года завершится строительство одной из крупнейших в мире ледовых арен – в Московском районе Петербурга откроется «СКА Арена» с прилегающим круглогодичным парком для отдыха и занятий спортом. А в Таврическом саду на месте заброшенных теплиц в результате реконструкции появится новое культурно-досуговое пространство для жителей Петербурга и туристов.

По многим проектам завершено проектирование и сейчас идет подготовка к старту строительства. Прежде всего это вторая трамвайная концессия Петербурга – новая линия уже через несколько лет пройдет от метро «Купчино» до Славянки.

Более того, по данным аналитиков, Санкт- Петербург и Ленинградская область к концу 2021 года показали рост инвестиций по проектам государственно-частного партнерства (ГЧП) на девять процентов. Это в очередной раз свидетельствует о перспективности данного механизма взаимодействия бизнеса и власти. Также если обратить внимание на применение нового федерального механизма поддержки строительства в регионах (инфраструктурных бюджетных кредитов), то две из трех заявок, одобренных в 2021 году Петербургу, являются именно проектами ГЧП – это Витебская и Шкиперская развязки ЗСД.

– А что касается развития дорожной сети?

– Да, дороги – это еще один не менее приоритетный аспект. В 2021 году Петербург присоединился к национальному проекту «Безопасные качественные автомобильные дороги». Считаю это важным этапом.

В начале осени 2021 года завершилась масштабная реконструкция Лиговского путепровода. Тогда же по обновленной дороге было запущено рабочее движение. Лиговский путепровод – часть магистрали, которая связывает федеральную трассу М11 «Нарва», кольцевую автодорогу и дорожную сеть города. Протяженность объекта составляет 2,9 километра. В ходе реконструкции фактически заново построено два новых трехполосных путепровода по 316 метров взамен старых ветхих сооружений. Проспект Маршала Жукова и Таллинское шоссе расширены с прежних четырех полос: на путепроводе – до шести, а местами и до восьми полос.

На протяжении всего времени я держал на личном контроле исполнение сроков ремонта Рябовского шоссе. Изначально дорожники планировали работать на объекте в течение 60 дней, но благодаря заранее проведенной оптимизации производственного процесса (многие работы выполнялись параллельно) и увеличению производственных мощностей ордер на проведение работ был выдан с сокращением сроков ремонта на 25 дней. В итоге подрядчику удалось выполнить практически весь объем работ менее чем за месяц.

1 сентября 2021 года мы запустили рабочее движение по новому участку Парфеновской улицы (продолжение Варшавской улицы) от набережной Обводного канала до Малой Митрофаньевской улицы. Новая дорога обеспечивает транспортную доступность построенных и строящихся кварталов Адмиралтейского района, а местным жителям теперь легче выезжать на Митрофаньевское шоссе и Московский проспект.

В сентябре 2021 года открыли продолжение Софийской улицы, транспортный обход Красного Села. Новые дороги улучшат транспортную ситуацию Колпинского и Красносельского районов Петербурга.

– Кстати, при вас в городе стартовала транспортная реформа. Насколько это вообще важно?

– Это совершенно новый уровень. Город поэтапно отказывается от морально устаревших и небезопасных маршруток, заменяя их современным экологичным транспортом. На маршруты выходят комфортные автобусы, доступные всем пассажирам. Для маломобильных граждан в них предусмотрены низкий уровень пола и пандусы. Автобусы оборудованы системами кондиционирования, информирования, видеонаблюдения. В них установлено оборудование, которое позволяет оплатить проезд банковскими картами и всеми видами проездных билетов, в том числе льготными.

– Как прокомментируете ситуацию со строительством метро в Петербурге и создание АО «Метрострой Северной столицы»?

– В октябре 2021 года эта компания получила статус единственного поставщика на проектирование, строительство и реконструкцию метрополитена в Петербурге. Такое решение было принято правительством Российской Федерации по поручению президента страны Владимира Путина.

В начале 2022 года «Метрострой Северной столицы» завершил проходку перегонного тоннеля по первому пути между станциями «Юго-Западная» («Казаковская») и «Путиловская». Сбойка тоннелей – это соединение двух будущих станций, то есть новая, коричневая, ветка петербургского метро уже сформирована. Это знаковое для города событие, так как новый подрядчик «Метрострой Северной столицы» сумел в короткие сроки наладить работу коллектива и обеспечить его материалами и оборудованием. Уверен, что статус единственного поставщика, который имеет новая компания,  поможет Петербургу выйти на необходимый уровень развития городской подземки.

Строя новые станции метро, мы не забывали о реконструкции имеющихся.

Так, 1 апреля текущего года была введена в эксплуатацию станция метро «Технологический институт-1». Для повышения пропускной способности станции подрядчик установил четыре новых эскалатора взамен трех старых. Такие работы на станции петербургского метро проводились впервые. Также в рамках масштабной реконструкции были частично заменены конструкции наклонного хода.

Все, что я перечислил, – лишь часть того, чего нам с коллегами удалось достичь за два с половиной года. Это общие достижения нашей команды.

– Понятно, что за несколько недель или даже месяцев трудно делать какие-то глобальные выводы. Но какие у вас первые впечатления от АВТОВАЗа? Что собираетесь предпринять – или уже предприняли – в первую очередь? Как в целом можете оценить перспективы предприятия?

– Прежде всего хочу сказать слова благодарности руководству страны, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, акционерам и совету директоров АО «АВТОВАЗ» за оказанное мне доверие. В свою очередь я приложу все усилия, чтобы оправдать его.

Говоря о перспективах, скажу так: АВТОВАЗ был и остается флагманом отечественного автопрома. Конечно, мы планируем наращивать импортозамещение, расширять базы поставщиков и логистических цепочек как на территории Самарской области, так и Приволжского федерального округа в целом.

Но возможны и новые стратегические направления. Я уверен, что мы выполним все поставленные перед нами задачи.

– Предполагается ли сотрудничество с Петербургом в этом плане?

– Как вы помните, я лично отвечал за привлечение в Петербург мировых производителей, которые открыли в городе свои заводы, и за создание кластера поставщиков.

Сегодня перед нами стоит важнейшая задача по локализации производства и развитию компетенций российских поставщиков, чтобы заменить необходимые импортные компоненты.

– Какое напутствие можете дать человеку, который займет вашу должность в Смольном?

– Вы знаете, давать напутствие было бы не совсем корректно. Поэтому отвечу на ваш вопрос так: любой коллектив, из скольких бы человек он ни состоял, не станет работать эффективно, если руководитель своим личным примером демонстрирует обратное. Необходимо всегда быть в форме, уверенным, готовым к новым вызовам, нацеленным на успешный результат. Не сомневаюсь, что именно такой руководитель продолжит все те проекты, которые я не успел закончить, и реализует новые.

Поэтому я со своей стороны могу пожелать только успеха. Только вперед!

Максим Соколов вступил в должность президента и генерального директора компании «АВТОВАЗ» 23 мая 2022 года. Предприятие «АВТОВАЗ» было основано в 1966 году в Тольятти. Это крупнейший автопроизводитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Сегодня входит в список системообразующих в России.

Закрыть