Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Музыка должна поддерживать людей, дарить им надежду»: организатор фестиваля STEREOLETO Илья Бортнюк о главном предназначении фестиваля

С 12 по 13 июня в Петербурге пройдет уже ставший традиционным музыкальный фестиваль STEREOLETO. Незадолго до его старта «Петербургский дневник» встретился с его главным вдохновителем – основателем и генеральным продюсером фестиваля Ильей Бортнюком и побеседовал о ситуации в концертной индустрии на сегодняшний день, новых ярких именах на российской сцене и сюрпризах, которые подготовил для зрителей грядущий фестиваль

– Илья, в прошлом году вы говорили о том, что при позитивном прогнозе рынок концертной индустрии восстановится после пандемии ориентировочно к концу 2022 года. Но случилось новое испытание. Какие прогнозы можно сделать сейчас? Сложнее ли нынешняя ситуация, чем это было с Covid-19?

– В целом для концертной индустрии сегодня складывается не очень хорошая ситуация. По нашим оценкам сейчас рынок процентов на 70 меньше, чем это должно было бы быть в случае, если бы все восстановилось после пандемии или вернулось к такому же состоянию, как было до нее, в 2019 году например. Связано это с тем, что иностранных артистов с гастролями на нашей сцене сейчас нет вообще, и когда они вновь смогут приехать, не известно. А на долю их концертов приходится порядка 40-50 процентов рынка. Это в первую очередь касается и нашей деятельности: в основном мы привозили именно иностранных исполнителей. Ввиду сложившейся ситуации порядка 30 концертов у нас отменилось в течение 2-3 недель. А это были по-настоящему культовые имена – Pixies, Woodkid, Morcheeba и другие. Отмена всех этих концертов для нас, по сути, означает, что наша концертная деятельность прекратила существование. Конечно, какие-то артисты остались, что-то будем продолжать делать, но далеко не в том виде, в котором я себе это представлял изначально.

– А как ситуация складывается с российскими исполнителями?

– В этом плане ситуация тоже нестабильная. Вы же, наверное, знаете, что происходит, – многие уехали из страны, кто-то из артистов, оставшихся в России, отказывается от выступлений и так далее. Сложность еще и в том, что артисты, которые остались, начали поднимать цены за свои выступления. Это при том, что людей, которые сейчас посещают концерты, стало меньше. Многие из зрителей так и не смогли вернуть деньги за билеты на концерты, перенесенные из-за COVID-19, поэтому в сложившейся ситуации уже просто опасаются покупать билеты на мероприятия. Это тоже сказывается на рынке.

Получается такое на две трети выжженное поле. И вариантов того, что оно зацветет в ближайшие год или два, я не вижу. Если в случае с пандемией мы все-таки понимали, что она не может длиться 5-10 лет, и в какой-то момент все начнет восстанавливаться, то сейчас что-то предсказать очень сложно.

– Было ли просто принять решение всё-таки провести фестиваль STEREOLETO в этом году? Возникала мысль об отмене?

– STEREOLETO осталось, и я достаточно оптимистично настроен в отношении фестиваля. Эту традицию я буду продолжать в любом случае, потому что для меня он уже давно стал ребенком, которого никак нельзя бросить. Я и не хочу этого делать. Поэтому мысли о том, чтобы его не проводить, даже не возникало.

В одном из недавних интервью вы упомянули, что в этом году на фестивале должны были выступить 15 иностранных артистов, 10 из которых уже были утверждены. После того как стало понятно, что это будет организовать невозможно, быстро ли удалось переориентироваться на артистов российской сцены?

– Это заняло несколько недель, может, месяц. Сложности возникали в том плане, что некоторые артисты отвечали, что сейчас не выступают. Другие сначала подтверждали участие, но потом все-таки давали отказ из-за нестабильности ситуации. Но в то же время нам начало поступать и много звонков, наоборот,  с готовностью выступить на фестивале. Все-таки то, что мы решили проводить фестиваль, подавляющее большинство зрителей и музыкантов восприняли положительно и с энтузиазмом. И я в очередной раз утвердился в своей мысли о том, что музыка должна поддерживать людей, давать им надежду. Что мы и делаем.

– По какому принципу составлялся итоговый лайн-ап уже после отмены приезда иностранных гостей? Как выбирались хедлайнеры?

– Вообще, лайн-ап фестиваля STEREOLETO – это такой своеобразный плей-лист. У каждого человека он составляется по каким-то своим предпочтениям. Другое дело, что в моем плейлисте в данном случае мне важно, чтобы были хедлайнеры – большие артисты, на которых придет много людей. И, конечно, здесь я совмещаю свой интерес к артисту и тот факт, чтобы он был известен и на него пришли люди. Этот принцип был всегда. Он не менялся.

– На ком из заявленных артистов, помимо уже упомянутых хедлайнеров, вам, возможно, хотелось бы сделать акцент?

– У нас на фестивале около половины коллективов – молодые, мало кому еще известные музыканты. Мне сложно выделить кого-то, но, тем не менее, несколько имен назову – тех, кого я жду, потому что знаю, что это очень крутые группы.

Это «The Omy», «Андреграунд», «Парнишка» – одни из моих любимых на сегодняшний день. Также группа из Казани «Harajiev Smokes Virginia», ребята из Дагестана «Нееет, ты что». Вообще, все артисты, которые появляются у нас, не случайны. Так или иначе, они заслуживают внимания.

– Как вы выбираете молодые коллективы, которые выступят на фестивале?

– Скажу честно, если музыканты мне пишут сами, я на эти запросы не отвечаю. По той причине, что это просто невозможно – желающих очень много. Но я постоянно езжу на шоукейс-фестивали, где всегда нахожу молодые, достойные внимания музыкальные коллективы. Например, фестиваль «New/Open», который проходит в Екатеринбурге. Из сотен претендентов экспертами отбирается 50 артистов, которые выступят перед профессиональным жюри. Оно определяет 10-12 артистов, которым даются денежные призы на воплощение того или иного проекта, который они защищают. Например, запись альбома, съемку клипа и что-то еще. Я как раз был в жюри в этом году, и 3 группы из выступавших там пригласил на STEREOLETO,  точнее 6, но 3 из них я уже и так знал и пригласил еще до фестиваля. Так же на московском шоукейс-фестивале «Moscow music weеk», который проходил в сентябре прошлого года, я увидел несколько достойных коллективов.

Кроме того, я постоянно мониторю, что происходит в музыкальной индустрии, читаю разные паблики. На самом деле, если вдруг появляется какой-то достойный коллектив, люди, которые внутри музыкальной индустрии, достаточно быстро о нем узнают, – это не так сложно. Это как в кино – вышел фильм, и все сразу о нем заговорили. Потому что на самом деле не так много по-настоящему интересных новых артистов появляется.

– Ожидать ли зрителям представителей других стран на сцене фестиваля в этом году?

– Выступит группа из Абхазии. А вообще, это первый год, когда не будет иностранных артистов. Это первый раз, когда у нас нет даже артистов из Белоруссии и Украины. Надеюсь, что в следующем году мы уже вернемся к международности хоть в каком-то ее виде. Не хотелось бы представлять себе такой вариант, что мы окажемся, как в 1984 году в Советском Союзе, когда будем смотреть только сами себя. Только свои книги читать, только свои фильмы смотреть, только свою музыку слушать. Потому что культура – она без границ. Ее нельзя ограничить.

– Как-то вы говорили о том, что финансовая составляющая в организации фестивалей для вас важна, но вы никогда не были в мейнстриме. Как вам удается найти баланс между этими двумя гранями, собирая на фестивали огромную аудиторию?

– Если говорить о мейнcтриме как о стиле, то мне это не очень интересно. А если это какая-то, условно, экспериментальная группа, то она все равно может стать очень популярна и коммерчески успешной. Я смотрю в первую очередь на самого артиста, а не на его популярность. Есть артисты, даже российские, которые очень популярны и могут собрать много людей, но я их не приглашу, потому что мне они не очень близки и я не считаю, что они подходят под STEREOLETO.

– Есть ли определенный риск – пригласить коллективы, которые широкая аудитория не знает пока?

– Никакого риска нет. Потому что фестиваль и не должен быть наполнен одними хедлайнерами. Зачем? У нас будет три сцены, между которыми зрители смогут выбирать –что они хотят посмотреть и послушать в тот или иной момент. Это нормальная история. Поэтому риска нет. Наоборот, есть возможность для зрителей открыть для себя новую музыку, а музыкантам – найти своего слушателя. И для нас это важная задача.

– Как возникла идея выставки, посвященной Виктору Цою, которая будет работать на фестивале? Расскажите немного о ней.

– Идея это моя, потому что я являюсь поклонником группы «Кино» еще с 1984 года. Пять лет назад, когда Виктору Цою исполнилось бы 55 лет, мы тоже делали тематическую выставку на Stereoleto.

В этом году я подумал, что надо организовать что-то подобное, и появилась идея, что было бы круто сделать выставку фан-арта, посвященного творчеству группы и Виктора Цоя. Мы стали думать, как это организовать. Позвонил Сергею Фирсову – директору музея «Камчатка» и Виталию Калгину – главному биографу Виктора Цоя. У них оказалось какое-то количество таких работ, которые им присылают, приносят. Но большинство мы сами находили в интернете, на различных сайтах, договаривались с авторами, некоторые даже покупали. В итоге получилась очень интересная выставка, включающая в себя около 40 работ, выполненных в разных стилях и техниках. Там есть и живопись, и комиксы, и поп-арт, коллажи. Также мы сделали фотографии лучших граффити России, посвященных Цою, – собрали их из восьми городов.

Возможно, мы даже продлим эту выставку вплоть до дня рождения Виктора Цоя. Может, на этой же площадке, может, найдем другую. Мы посвятили этому достаточно много времени,  сил и средств.

– Будут ли в этом году какие-либо нововведения? Чего ждать зрителям?

– Будут. Но это сюрприз. Зрители придут на фестиваль и сами все увидят.