Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Главное – не говорить о болезни: как студенты-медики помогают больным детям

Волонтеры профкома Педиатрического университета «Магическая смехотерапия» – это студенты, которые между лекциями и дежурствами помогают детям выздоравливать
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Отделение онкогематологии открылось в Педиатрическом университете в декабре 2021 года. Вопреки названию, здесь лечатся дети с любыми онкологическими диагнозами, а не только с заболеваниями кроветворной системы. Сейчас все 12 коек, к сожалению, заполнены.

Настрой – на победу

Врач – детский онколог Глеб Кондратьев – выпускник Педиатрического. Именно он еще в студенческую пору в 2006 году вместе с несколькими товарищами организовал волонтерскую бригаду студентов-медиков, которые не только помогали больным детям из детских домов по медицинской части, но и поддерживали их дух. Со временем группа добровольцев выросла из десятка до трех сотен человек. Будущие врачи несколько раз в неделю посещают отделения университетской клиники и другие детские медицинские учреждения, в том числе такие, где дети растут без попечения родителей. Разговаривают, играют, веселят – лишь бы ребенок меньше страдал и больше смеялся.

«Среди наших волонтеров есть студенты – клинические психологи, дефектологи. Наши клоуны проходят специальную подготовку, есть целый ряд специальных тренингов, чтобы ребята были допущены для общения с детьми. Это большая работа и сила воли каждого нашего волонтера-студента», – рассказывает Глеб Кондратьев.


Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Работа плановая и регулярная. Дети ждут внимания не только по праздникам, а постоянно. Ребята помогают и в донорской работе, и тем малышам, кто оказался на больничной койке без родителей. Страшно говорить, но есть дети, от которых отказываются родители, услышав «неудобный» диагноз.

«Дети очень пластичны. Бывает, что некоторые боятся ярких клоунов, но это все равно вызывает иные – другие эмоции. Эмоции не о болезни. Но если ребенок негативно реагирует, мы применяем другую технологию: приходим в обычной одежде, играем, рисуем, лепим, строим. Просто нагнать студентов в отделение – это неправильно. Надо мотивировать так называемые «входные фильтры». С человеком, который приходит не в белом халате, надо по-другому разговаривать, добиться доверительного отношения. Лечение опухолей – тяжелое и долгое, и часто нужна помощь всей семье», – отмечает доктор.

Сложнее, конечно, с подростками. У них есть юридическое право с 15 лет отказаться от лечения, и бывает, что для 16-летней девочки сохранение волос становится гораздо важнее жизни.

«Мы убеждаем, иногда приглашаем тех, кто поправился, чтобы они рассказали о своей победе. Самое главное – поверить в успех. Мы встречаем в отделении словами, что вы пришли для того, чтобы победить болезнь», – говорит Глеб Кондратьев.


Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

И победить не только нужно, но и можно. Сейчас общая выживаемость детей со злокачественными опухолями – 85 процентов. Есть опухоли, которые в 95-97 процентах случаев полностью излечиваются. Но есть, к сожалению, и такие, с которыми справиться не могут лучшие врачи и клиники мира – например, определенный вид опухоли ствола головного мозга. Еще одна серьезная проблема – лечение опухолей, которые слишком поздно диагностировали. 40 процентов неудач в детской онкологии связано с низкой настороженностью педиатра.

«Мы вместе с Маргаритой Борисовной Белогуровой (доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой онкологии и лучевой терапии Санкт-Петербургского государственного педиатрического университета. – Ред.) проводим в 34 городских детских поликлиниках лекции для педиатров о необходимости онконастороженности участковых врачей, даем как минимум азы, на что должен обращать внимание педиатр. Город поддержал нашу программу. Во всем остальном у нас в городе детская онкология работает. Нет очереди на госпитализацию, все дети на учете, мы поименно знаем всех детей», – подчеркивает Глеб Кондратьев.

«Железные» девочки

В связи с Днем защиты детей, который отмечался в середине этой недели, в отделение онкогематологии пришли Аня (1-й курс), Ира (5-й курс), Агафья (3-й курс) и четверокурсницы Лина, Аксамай и Полина. Чудесные, светлые девушки, влюбленные в профессию врача. Две из них хотят стать детскими неврологами, одна – реаниматологом, другая – лабораторным диагностом, еще одна – дефектологом и последняя – патологоанатомом. Они приехали учиться из разных городов – Твери, Чебоксар, Донецка.

«Нам нравится работать с детьми, дарить радость, ведь мы сами только что были детьми. Дети – всегда дети, даже на таком сложном отделении, им всем хочется, чтобы скрасили будни. Хотя реагируют по-разному. Кто-то сначала замыкается в себе, особенно подростки, но потом оттаивают. Разговорить можно любого», – убеждены студентки.

Первокурсница Аня поступила в университет, набрав 273 балла при проходном 255. Ей все очень здесь нравится, поэтому она не сомневалась, когда староста группы предложила стать волонтером-клоуном. Рассказывает, что эта волонтерская работа помогает не только пациентам, но и самим студентам.

«Некоторые в обычной жизни серые, суровые такие – а при детях раскрываются, веселятся. Ведь с ребенком можно быть кем угодно», – объясняет девушка.

Задаю сложный вопрос: не тяжело ли приходить в отделения, где, случается, дети погибают, ведь педиатрия подразумевает расцвет и жизнь, а не смерть. Студентки говорят, что привыкают. Но одна из них признается, что ей очень трудно было работать в интернате со слепыми детьми. Дети очень ждали клоунов, но надо было придумать такую программу, чтобы малыши могли на слух понять происходящее. Студенты справились.

«Сначала мы учимся в школе больничной клоунады. Все вместе собираемся, куратор учит, как общаться с детьми, как надувать шарики, как смешить, о чем говорить. У нас отдельные клоунские имена, мы для них – ни в коем случае не будущие врачи. Запретная тема одна – нельзя говорить о болезни», – рассказывают студентки.

Некоторые из них прошли всю пандемию COVID-19, работая медсестрами, волонтерами. Называют этот опыт «железобетонным», после которого они еще больше полюбили медицину.

На День защиты детей маленьким пациентам сделали еще один подарок. В университете стартовал проект «Музей приходит к нам в VR». В течение месяца волонтеры организуют для пациентов клиники показы экскурсионных роликов через очки виртуальной реальности. Дети и родители попадут в выставочные залы Шереметевского дворца, «Ленрезерва», Музея театрального и музыкального искусства, Центрального музея железнодорожного транспорта. Проект реализуется фондом культурных и социальных инициатив «Традиция» при поддержке Фонда президентских грантов.

Перспективы

Навестить детей пришли ректор Педиатрического университета Дмитрий Иванов и советник губернатора Петербурга Арфения Тер-Минасова.

Дмитрий Иванов рассказал «Петербургскому дневнику» о перспективах развития онкоотделения.

«Санкт-Петербург и наш университет – родоначальники детской онкологии в РФ. Здесь работали профессора Тур, Абезгауз, которые впервые начали лечить детей с лейкозами. Тогда, 50-60 лет назад, химиотерапии как таковой не существовало, были тяжелые цитостатические препараты, дающие много осложнений, кровотечений, много детей погибало. На всем Северо-Западе не было отделений детской онкологии, которые могли бы давать комплексную терапию. На хирургическое лечение дети поступали в профильные учреждения, на сами операции часто вызывали наших специалистов. С другой стороны, если нужна была химиотерапия, мы тоже переводили детей в профильные учреждения. Поэтому назрела необходимость создания комплексного отделения, чтобы была преемственность в лечении. Так было организовано, и в декабре запущено наше первое отделение», – сообщил Дмитрий Иванов.

Ректор университета рассказал, что к концу нынешнего года отделение должно стать полностью универсальным – после получения необходимых разрешений здесь можно будет проводить также трансплантации костного мозга, боксы уже готовы.

Напомним, ежегодно в Петербурге выявляется 160-200 новых случаев злокачественных опухолей у детей. Всего в России этот диагноз имеют более 3,5 тысячи маленьких пациентов.