Демоны и ангелы Михаила Врубеля: в Русском музее открылась выставка художника к его 165-летию
Выставки, подобной той, что открылась в Корпусе Бенуа Михайловского дворца, не было в Петербурге более 60 лет. А такой полной, как увидят ее посетители, не было вообще никогда. Но это еще не все аргументы за то, чтобы прийти на набережную канала Грибоедова, 2.
Увидеть по-новому
Здесь, наряду с признанными шедеврами Врубеля, экспонируются малоизвестные широкому зрителю работы. Это дает возможность познакомиться с той стороной его творчества, которая прежде была практически недоступна, например с его графикой.
Кроме того, именно на этой выставке можно увидеть живопись художника совсем в других условиях. Например, панно «Утро» на своем привычном месте в музее выглядит более скромно и мрачно. Здесь же, за счет иного освещения, оно поражает сверканием изумрудных красок.
«И с этой точки зрения очень важно прийти и увидеть своими глазами шедевры, которые кажутся известными всем еще со школьной скамьи», – считает заведующая сектором рисунка XVIII – начала XX века Русского музея Наталья Соломатина.
Былинный герой
Вот знаменитое полотно «Богатырь». Его нередко сравнивают с богатырями Васнецова. Но специалисты считают, что в этом мало смысла.
«Они преследовали разные цели. Врубелю хотелось передать не только первозданную мощь самого героя, фигура которого занимает всю поверхность холста. Или, как писали в былинах, «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего». Но и его коня, который с трудом ходит по этой земле. И настроение леса, населенного различными существами», – объясняет ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI века Русского музея Владимир Круглов.
Он советует вглядеться в лицо героя, прототипом которого стал отец его жены. И внимательно рассмотреть все детали картины – багровеющее небо, таинственные орнаменты и мрачный лес, будто хранящий страшные секреты.
Загадка «Демона»
Картина «Царевна-Лебедь», хранящаяся в Третьяковке, совсем иная. На ней изображена жена и муза художника певица Надежда Забела. Все здесь – и выражение лица, и поворот головы, и наступающие сумерки создают настроение неразрешимости и некой загадки.
Рядом картина «Лебедь», в которой отразились лучшие качества живописи Врубеля. Изящный изгиб тела, бело-розовое оперение птицы, изображенной тоскующей на фоне последней зари, подчеркивают качества художника как величайшего колориста.
В противовес этому «Демон сидящий», навеянный одноименной поэмой Лермонтова, полон экспрессии и мощи. Эта тема вообще настолько волнует художника, что он возвращается к ней снова и снова. И создает еще «Летящего демона» и «Демона поверженного».
Увы, но многочисленные изображения Демона в картинах, скульптурах и рисунках (их более 13) воспринимались большинством как навязчивая идея. И закрепили за Врубелем имидж художника непонятного и странного.
Эпоха Врубеля
«Его вообще много и нещадно ругали. Критик Владимир Стасов говорил, что «... это чудовищно. С какой стороны ни посмотри на эту картину – слева, справа, снизу, сбоку – все чепуха». Это была борьба течений», – говорит Владимир Круглов.
«Зубодробительная критика» и смерть сына привели к неизлечимой болезни. Но даже в лечебнице Врубель продолжал создавать такие великолепные картины, что некоторые сомневаются: действительно ли у него были проблемы с психикой.
По иронии судьбы именно в это время Врубель становится популярным. Его картины перестают подвергать обструкции и присваивают звание академика живописи. Но это уже не радует его.
Одной из последних больших работ – она-то и завершает выставку – становится «Шестикрылый Серафим». Написанная под влиянием пушкинского «Пророка», эта картина вместила в себя всю горечь художника, который хотел и мог сказать гораздо больше, чем ему было отпущено, но не успел.
«Я думаю, что вне зависимости от того, насколько зритель подготовлен к восприятию Врубеля, он должен прийти и внимательно посмотреть на его произведения. Потому что это фантастический художник. Один из гениальнейших мастеров русского искусства», – считает Наталья Соломатина.
Организаторы выставки убеждены, что, скользнув взглядом, охватить масштаб этого гения, нельзя. Картины Врубеля нужно рассматривать внимательно и подолгу. И, чтобы разгадать его загадку, может быть, прийти на выставку не один раз.
Познакомиться или заново открыть для себя «эпоху Врубеля» в Русском музее можно до 2 августа 2022 года.