Создать искусственную клетку и получить Нобелевку: как начать научную карьеру еще в школе
– Илья, расскажите, чем вы занимаетесь в ИТМО?
– Мы находимся в центре инфохимии университета ИТМО. На базе этой лаборатории лично я занимаюсь проектами, один из которых связан с ультразвуком и кавитационными пузырями. Это такие пузыри, которые появляются, когда на жидкость действуют ультразвуком. Чем полезны эти пузыри? При помощи них можно изучить содержание спирта в растворе. В будущем они могут применяться при доставке лекарств в мозг для лечения раковых заболеваний и анализе нефти и бензина.
– Как так сложилось, что вы стали ученым-химиком, не закончив школу?
– Химия интересовала меня с детства. Все начинается с первого школьного урока и простых реакций, которые поражают. Ты еще не знаешь, как они работают, но понимаешь, что если смешаешь, то реакция запустится! Мне посчастливилось попасть сюда почти случайно. Я сотрудничаю с Академией талантов, а центр инфохимии ИТМО проводит практику для школьников. В 2020 году я прошел недельную практику и за эту неделю успел начать свой проект. Потом я написал Екатерине Владимировне Скорб на почту, и она пригласила меня заниматься в лаборатории, по воскресеньям она всегда открыта для школьников. Так по выходным, а потом и по будням я стал приходить в ИТМО и работать над проектами.
Сама лаборатория появилась в 2017 году, когда Екатерина Владимировна приехала в Петербург из Гарварда. Инфохимия – междисциплинарная область, которая занимается изучением и хранением информации на молекулярном уровне. Глобальная цель инфохимии – создать искусственную клетку, придумать некую альтернативу ДНК, которая будет успешно хранить и передавать информацию. Базовое образование строится на совмещении изучения теории информатики и стандартного химического образования, чтобы выпускать специалистов широкого профиля. Они могут пойти в IT, в химию или остаться в науке. Помимо магистров, теперь есть бакалавриат – молодое поколение ученых.
– Поступать вы собираетесь в ИТМО?
– Да, мой будущий бакалавриат – инфохимия Университета ИТМО. От инфохимии каждый год проходит конкурс IChem Prize, благодаря которому можно попасть в финал конкурса ITMO.STARS. Он позволяет поступить сюда за минимальные баллы ЕГЭ.
– Какой вклад в развитие инфохимии вы хотели бы внести?
– Сложно сказать, пока я не получил широкого взгляда на современную науку. Мой второй проект – по ион-селективным электродам на основе углеродного волокна, и они могут определять разные ионы и пестициды на поверхностях, на которых происходят измерения. Можно сделать сенсор, который будет, как часы, измерять пот на вашей коже. Это такая экспресс-диагностика, доступная каждому человеку. Что дальше? Сейчас разрабатывают подходы в такой нейронауке, как оптогенетика, когда светом вызывают мозговую активность. Дальше эти электроды можно встраивать в мозг. Возможно, такие проекты в будущем смогут объяснить, как рождаются мысли и идеи, как происходит передача импульсов.
– Как семья относится к вашему увлечению?
– Мои родители далеки от науки, но разделяют мое увлечение, всегда рады выслушать и поддерживают меня. Они считают, что ученые могут изменить мир.
– Школа поддерживает вашу научную работу?
– Порой, когда приходишь после лаборатории из университета, где читаешь статьи на иностранном языке, выступаешь на семинарах с кандидатами наук, в школу и считаешь синусы и косинусы, – это немного удручает (смеется). Сразу виден контраст. Слава богу, в школе меня окружают понимающие люди. С директором мы уже договорились: мне достаточно для поступления 60 баллов, я прилагаю для этого все усилия. Со стороны учителей мы договорились, чтобы они не «кошмарили».
Педагоги у нас молодые и все в соцсетях, видят, что происходит. Я делюсь своими научными новостями в социальных сетях и они понимают: одно дело бегать тусить за гаражи, другое – когда я пропадаю в лаборатории и, можно сказать, двигаю науку.
– На ваш взгляд, как будет меняться российская наука, особенно сейчас, в связи с последними событиями в мире?
– Сложившаяся в мире ситуация дает стимул для развития российской науки, так как появилась потребность в отечественных аналогах современного научного оборудования, не уступающего ранее закупаемому за за рубежом.
– Нужно ли молодому ученому продвигать свои достижения в социальных сетях, заниматься научпопом?
– Научпоп и привел меня в науку, когда я смотрел в детстве видео, которые поражают, и ты не знаешь, как они работают, тебе очень интересно, и ты хочешь разобраться, – все это вовлекает в науку. Стоит ли ученому рассказывать о своих достижениях в социальных сетях? Однозначно да. Центр инфохимии довольно молодой, и о том, что мы уже сейчас добились за то время, пока он был открыт, мы активно рассказываем. Ведь нам нужно набирать людей, создавать преемственность поколений.
– Петербургский ученый – какой он?
– Петербург – красивый город, богатый культурно, и мне кажется, петербургский ученый – человек разносторонне развитый. Что касается лаборатории, инфохимия представлена сейчас только в Университете ИТМО. Академия талантов, с которой мы сотрудничаем, находится только в Петербурге. Молодое поколение, которое здесь подрастает, и ученые, которые будут здесь, имеют огромный спектр возможностей для развития себя в науке, искусстве.
– Где хотите работать в будущем?
– Петербургскому студенту нужно уметь зарабатывать и, помимо стипендии, помогают различные стажировки в компаниях. У нас в Питере находится BIOCAD, который занимается производством фармацевтической продукции. Стажировки в таких местах помогают сформировать собственный взгляд на то, что происходит в химической промышленности. Хотел бы попробовать себя здесь.
БЛИЦ
– Чем еще увлекаетесь?
– Я учусь в 11-м классе, и много времени уходит на подготовку к ЕГЭ. А в прошлом году занялся скалолазанием. Это было для меня что-то новое, я занимался в центре два месяца, потом вернулся в лабораторию, надо было печатать статьи.
– Ваша мечта?
– Нобелевская премия по химии.
– Книга и фильм о науке, которые вдохновляют?
– Меня в свое время вдохновляли заниматься наукой «Звездные войны», «Интерстеллар». Из книг – «Бог создал целые числа» Стивена Хокинга.
– С каким ученым вы бы хотели встретиться?
– Екатерина Владимировна много рассказывала о том, как она училась в Гарварде и работала под руководством Джорджа Уайтсайдса – это самый цитируемый химик современности. Он занимается сенсорным системами, ведь тот же самый тест на беременность – химический сенсор. Ни один компьютер не скажет женщине, беременна она или нет, а простая тест-полоска может.
– Ваше любимое место?
– Сейчас – дома с учебниками. Мне нравится весь Петербург!
– Ваш девиз?
– Какое-то время у меня был статус в соцсети «ВКонтакте»: «Выберите работу, которую вы любите, и вы больше не проработаете ни дня в своей жизни».