Ирина Потехина рассказала, как Петербург мотивирует юных жителей воплощать мечты в реальность
Автором идеи стала вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина.
– Ирина Петровна, а талантливый ребенок в вашем представлении – он какой?
– Вы знаете, у меня есть любимый афоризм, который достаточно точно отвечает на ваш вопрос. Чем отличается талант от гения? Талант попадает в цель, в которую никто, кроме него, больше не может попасть. А гений попадает в цель, которую никто, кроме него, не видит.
Дело в том , что система образования должна помогать детям не просто лучшим образом попадать в цель, она должна учить детей формировать ее. Это очень трудно, но чем раньше ребенок научится ставить перед собой такие вызовы, тем больше возможностей в жизни перед ним откроется.
– Город предоставляет детям такие возможности?
– Сегодняшние возможности города дают детям огромный простор для творчества: спорт, искусство, наука, исследовательская деятельность. Ребенок может попробовать что-то одно, а может все подряд и только потом остановиться на чем-то конкретном. Все наши дети очень деятельные, а значит, автоматически талантливые! Наша задача – холить и лелеять их страсть к деятельности, желание попадать в цели.
Вторая задача, которая стоит перед петербургской системой образования, заключается в том, чтобы наши дети учились побеждать. Побеждать тоже трудно: перед тем, как достичь цели, ты несколько раз разобьешь коленку и нос. Главное – вставать и идти дальше.
Умение побеждать – тот самый шажок, который нужно сделать между талантом и фактически гениальностью.
Роль педагогов и семьи
– Петербургская школа – это не только про образовательную базу, но и про развитие в детях творчества, креатива, фантазии. В чем еще заключается отличие петербургской школы от остальных?
– Конечно, можно рассказывать про наши чудесные лаборатории, которые мы сейчас создаем сотнями, необыкновенное оборудование. Но мне кажется, что самое главное достоинство и ценность петербургского образования – это педагоги. «Железо» без педагогов не работает.
Мы недавно были с губернатором Петербурга Александром Дмитриевичем Бегловым на последнем звонке в школе, которая победила в грантовом конкурсе и получила лабораторию. И оборудование в этой лаборатории совершенно новое, под него пока даже нет никаких программ, задач. И знаете, чем теперь заняты дети? Вместе с педагогами они сейчас пишут лабораторные работы, которые ребята помладше будут потом исполнять. Это доступ к нейротехнологиям, когда, например, ребенок пишет программу для работы с искусственной рукой: не просто для того чтобы она заработала, а для того, чтобы эту работу мог повторить другой школьник.
– Хорошее образование – это ведь не только залог работы педагогов, но и семьи, родных и близких ребенка. Какой совет вы бы дали родителям не только как профильный вице-губернатор, но и как мама? Как воспитать талантливого ребенка?
– Мне кажется, самое важное – это предоставлять ребенку как можно большее количество возможностей попробовать что-то новое. Ребенок должен пробовать! Кто-то любит манную кашу, а кто-то гречневую. Чтобы понять, что любишь именно ты и что у тебя лучше всего получается в жизни, нужно все пробовать и искать.
Да, иногда нам, родителям, кажется, что мы все знаем. Появляется очень большой соблазн давать ребенку советы, хорошие и вредные. Но я думаю, что ребенок сам разберется, в чем у него есть потенциал, а что ему пытаются навязать взрослые.
Поэтому мне кажется, что любящие родители, которые хотят максимально комфортного развития для ребенка, должны чуть-чуть отойти в сторону и дать ему возможность развиваться.
– Вы почти каждый день встречаетесь с детьми. О чем они вас просят, какие пожелания и просьбы озвучивают? Ведь не секрет, что дети всегда хотят чего-то нового...
– Это чистая правда! Дети всего хотят. Самое большое желание у старшеклассников, которое совершенно точно становится проблемой для взрослых, заключается в том, что у них есть огромное количество проектов и идей, которые они рвутся внедрять. Но мы знаем, что от идеи до внедрения проходит огромный путь, который связан с финансированием, юридическими возможностями, предпринимательскими способностями.
А ведь дети хотят быть полезными и встроенными в экономику уже в 9-10-м классах, я уже не говорю про 11-й. Как в известном выражении: «Партия, дай порулить». Дети очень хотят живой, нужной людям деятельности.
И тут мы опять возвращаемся к самому основному: у детей должен быть опыт побед, как маленьких, так и больших.
– Победы, кстати, сейчас приносят с собой финансовый успех. На ваш взгляд, насколько это важно – поддержать ребенка и рублем тоже?
– Мне кажется, очень важно, потому что ребенок понимает, что это уже не просто оценка. Это настоящая жизнь, работа с реальными экономическими процессами.
Зачастую, как бы это ни звучало обидно для взрослых, дети легче привыкают к изменениям, они лишены стереотипов. Чем быстрее пойдет процесс их адаптации к рынку труда, тем быстрее пойдет импортозамещение, создание собственных уникальных продуктов. И мы должны всячески им помогать выходить из этого бассейна, учить плавать в море.
Комплексный подход
– Петербургская школа через пять лет – какой вы ее видите?
– У нас есть несколько целей, к которым мы идем уже сейчас. Так, мы видим и со стороны детей, и со стороны родителей запрос на школу полного дня. Родители увлечены своими взрослыми делами, зарабатывают деньги, делают карьеру, но для того, чтобы делать это с отдачей, нужно знать, что с твоим ребенком не просто все в порядке, что он в безопасности и он накормлен, а что он живет интересной, разносторонней жизнью.
– Можете рассказать немного подробнее, что такое школа полного дня?
– Школа полного дня – это когда, не выходя за контур учебного заведения, ты можешь в течение всего дня после уроков и общаться с ребятами, и заниматься проектной и исследовательской деятельностью, и играть в театре или гонять мяч.
Конечно, для этого нужна особая инфраструктура. Зачастую в рамках одной школы тяжело развивать все сразу, поэтому наши образовательные учреждения активно объединяются в школьные комплексы: кто-то из них силен, например, в математике, а кто-то в химии.
В большом комплексе объединенная команда педагогов и материально-техническая база складываются, и в результате получается инновационное образовательное пространство.
– Многие из участников проекта, посвященного одаренным детям, не только талантливые айтишники и химики. Это и журналисты, и филологи, и переводчики. Часто они слышат от старших: будь внимательнее, может быть, тебе стоит задуматься о какой-нибудь другой специализации, мол, тот же филолог не самая высокооплачиваемая профессия... А что бы вы сказали на этот счет?
– Российский сегмент Интернета создавали люди из самых разных и неожиданных областей, я знаю многих из них. Ведь нас в школе не учили создавать Интернет! Такой профессии просто не существовало. Кстати, один из создателей Рунета окончил, если я не ошибаюсь, нефтехимию, другой является специалистом по древнегреческой поэзии, а третий – физтеховец. То есть это и технари, и те, кто работает со словом.
– Кстати, все поисковые системы того же «Яндекса» – это системы, построенные на словах. Если ты не филолог, как ты можешь это создать?
– Сейчас наступило время междисциплинарности. Уже редко совершаются открытия внутри только одной узкой области знаний. Например, на рынке, особенно биотехнологическом, востребованы специалисты с глубокими знаниями математики и глубоким знанием химии, поскольку создание лекарства – это математическое моделирование. Такие истории с неожиданным сочетанием и межпредметностью составляют суть всех инноваций. Важно иметь хорошее базовое образование, в течение жизни ты нарастишь его множеством опций.
Новое поколение
– Ирина Петровна, почему, на ваш взгляд, петербуржцам обязательно нужно обратить внимание на новый проект, который посвящен талантливым детям?
– Как вы знаете, в Петербурге проживают 550 тысяч школьников, еще около 300 тысяч дошколят. А если мы сюда добавим студентов колледжей и техникумов, у нас получится почти миллион детей. Это значит, что у нас практически в два раза больше родителей, бабушек и дедушек. Получается, с детством связан практически каждый человек в городе.
Глядя на то, как это новое конкурентоспособное дерзкое поколение развивается, ты сам расправляешь плечи. Уже через несколько лет эти дети выйдут на рынок труда, и вместе с ними мы будем совершать прорыв.