Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева, Кирилл Смирнов

Андрей Максимов: «Совет родителям: встаньте на четвереньки и ползайте по квартире – таким видит мир ваш ребенок, все сверху, все давит»

Почему дети умнее взрослых, как воспитать ребенка со здоровой психикой и почему построить заново отношения между родителями и детьми никогда не поздно? Об этом – в интервью журналиста и писателя, автора книг «Как не стать врагом своему ребенку» и «Песталоцци XXI. Книга для умных родителей» Андрея Максимова
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

– Андрей Маркович, одна из последних ваших книг «Обойдемся без педагогики» – о чем она?

– В нашей стране есть две проблемы: это родиться и обучиться и уйти достойно из жизни. Что касается образования, я уверен, что многие люди – папы, мамы или бабушки и дедушки мучают своих детей. При этом мучают детей хорошие родители, не желающие им зла, которые хотят, чтобы дети были лучше, чем они сами. Вот тут и начинается ужас. Я об этом пишу в своей книге «Родители как враги». Я регулярно провожу консультации для взрослых людей по части воспитания ребенка. Чаще всего ко мне приходят мамы и папы со словами: «У нас исчез контакт с ребенком». Они рассказывают, какие меры принимают, чтобы вернуть себе послушное чадо… И это кошмар.

Книга «Обойдемся без педагогики» о том, что такой науки как педагогика не существует. Нет ее. Доказывается это очень просто. Я сейчас пишу книгу для серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» о швейцарском педагоге Иоганне Песталоцци. Я спросил около 100 преподавателей за много лет: кто такой Песталоцци? Личность известна всем, а вот его заслуг не знает никто. Ни один человек не знает, чем занимался основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский. Ответ, как правило, у всех один: он завещал любить детей. Но послушайте, любой человек, живущий на Земле, приходит в этот мир с любовью к детям, а не с чувством ненависти. Но раз сами педагоги не знают столпов науки, значит, такой науки нет, а поскольку ее нет, то родителям приходится воспитывать своих детей по сердцу.

– Возможно, дело в самих педагогах, которых вы спрашивали? Ну совпало так, что именно они не знают…

– Конечно, я выбрал самых незнающих, бывает... Когда меня зовут выступать в школы, всегда спрашивают, сколько будет стоить организация мероприятия. Я говорю: «Десять тысяч долларов». Руководство, как правило, в шоке от такого ответа. Дальше я ставлю условие, что готов выступить бесплатно, но без присутствия учителей, только с детьми. Конечно, так в итоге не получается. После лекции я общаюсь с педагогами. Они на самом деле очень милые, хорошие люди. Нужно учитывать, что наши учителя работают в ситуации вечного ремонта. Школа – это вечный ремонт... Некоторые из них в такой обстановке умудряются еще чему-то научить детей. Идея безумная, конечно. Сами учителя мне говорят о том, что педагог – это человек, который между заполнением бумаг иногда имеет возможность пообщаться с детьми.

– Андрей Маркович, как найти хорошего учителя?

– Нужно много общаться с педагогами. С самого начала искать не школу, а учителя. Начальная школа, с 1-го по 4-й класс, это единственный период за все 11 лет обучения, когда действительно чему-то учат. В средней и старшей школе, с 4-го по 11-й класс дети не учатся ничему. Главная задача за этот период – получить аттестат в конце 9-го и 11-го классов. Приведу пример. У нас есть сфера здравоохранения. Но что мы делаем в первую очередь, когда нужен врач? Мы идем к знакомым попросить контакт хорошего специалиста. То же самое происходит со школой. Нам кажется, что она есть, а ее нет. Нет места, куда ребенок приходит и учится. Я проводил опрос среди 1000 школьников в Израиле и 1000 в российских школах. Я спрашивал ребят, зачем они приходят в школу? Дети из Израиля отвечали – учиться, ребята из России – общаться. Дальше возникает вопрос, а что делать родителям в этом случае? Главная беда – это уверенность родителей в том, что ребенок должен хорошо учиться, то есть получать хорошие отметки. Они не считают, что ребенок должен прежде всего получать знания, а это разные вещи. Пятерку получает тот, у кого хорошие отношения с учителем. При этом есть дети, которые бесят учителей, а такие ребята могут в итоге вырасти гениями. Поэтому главная задача ребенка с 10 до 17 лет – найти призвание, не получать в школе «5», а понять, чем он будет заниматься в жизни. Понять, ради чего его призвали на Землю. Человек, который обрел призвание, имеет 50% счастья, остальные 50% – это любовь. В этом случае, к сожалению, никакие советы уже не работают.

– Как родителям помочь в этой ситуации?

– Только ребенок может сказать себе и родителям, чем он хочет заниматься. Никто другой этого сделать за него не сможет. Призвание – это желание делать что-либо, даже если тебе не будут платить за это деньги. В скором времени у меня должна выйти книга «Как помочь ребенку найти свое призвание». В ее основу легла система, разработанная педагогом Иоганном Песталоцци. У ребенка должно быть дело, которым он может заниматься уже с 7- 8 лет. Условно, есть школа, есть общение, игры во дворе и есть еще одно дело, которым он увлекается. Ребенок прекрасно понимает, чем он хочет заниматься. Решающее слово всегда за ним. Если он говорит, что не хочет быть пианистом, мы не должны его заставлять, ругать и говорить: «Играй, сволочь». Родители могут ему помочь только в одном случае, предоставив ему возможность заниматься своим делом или пробовать себя в разных. Дети гораздо умнее взрослых, значительнее. Дети все понимают, они очень разумные, но их никто не слушает. Я всегда советую родителям, когда никого нет дома, встаньте на четвереньки и походите по квартире – таким видит мир ваш ребенок. Все сверху, все давит. Вокруг много людей, каждый из которых в любой момент может взять тебя на руки и куда-то понести против твоей воли. Ребенок говорит: «Я хочу хлеба», а ему все запрещают, говорят, еще рано. Когда мы говорим: «Он еще маленький, он ничего не понимает», мы, таким образом, себя успокаиваем. Поэтому Януш Корчак, величайший педагог мира, говорил, что взаимоотношение родителей и детей – это совместное обучение.

Мой внук подрос и теперь может доставать до ручки холодильника. Когда он его открыл, он буквально обомлел. Какая классная штука холодильник! В нем включается свет, а в этом свете продукты…Он умеет удивляться, а я нет. Дети от всего обалдевают. Куда со временем пропадает этот интерес и любопытство? Приходят родители и говорят: ты вырос, веди себя серьезно.

– В каком конкретно возрасте ребенок перестает удивляться?

– Школа не дает знаний, а учит общаться с начальством. Потому что учитель – это начальник, его нужно слушаться. Постепенно, находясь в школе, ребенок понимает, что все его истории, идеи, мысли никому не интересны, нужно уметь встраиваться в социальную жизнь, так и пропадает любопытство. Поэтому социализация равно уничтожение удивления, получается, пропадает оно в школьные годы.

– Какой есть выход из такой ситуации?

– На первый взгляд, обучение с педагогами дома может быть выходом из этой ситуации, если ребенок нашел свое призвание. Ребенку нужно место для двух вещей: для первой любви и первой дружбы. Получается, обучение дома в этом случае не поможет, потому что там нет пространства для реализации этих двух вещей. Например, музыкальная школа такое пространство может дать.

Что вообще такое образование? Образование – это возникновение. Мы говорим о возникновении человека. Кто сказал, что для этого процесса нужно учить таблицу умножения? Школа участвует в становлении личности или нет? Однозначного ответа нет на этот вопрос, но в целом не участвует. К сожалению, за наличие знаний и счастье ребенка отвечают только родители. Константин Ушинский говорил, что самое вредное, что есть в преподавании, – это домашнее задание. Ребенок не должен оставаться со знаниями один на один.

– Должны ли мы хвалить детей за положительную оценку?

– Во взрослой жизни оценок нет. Отметка – это способ унижения человека, больше ничего. Поэтому я всегда относился к оценкам иронично. Еще раз, задача ребенка –  найти призвание. Когда он хочет стать футболистом и забивает свой первый гол на футбольном поле – это повод для восторга. Когда он получает «5» в школе, ну молодец, значит, удалось всех обмануть и  получить положительную отметку.

Ребенок – это человек. В семье, как правило, есть несколько людей – мама и папа, бабушка с дедушкой и придурок при них, который ничего не понимает, которому нужно все объяснять, постоянно указывать, что делать, куда идти, чем заниматься. У меня был замечательный диалог с моим сыном. Он сделал замечание своему сыну, моему внуку. На что я ему сказал: «Не делай своему сыну замечание». Тогда он мне ответил: «Не делай своему сыну замечание». Конечно, он прав. Я всем советую попросить детей или внуков, чтобы они вам говорили, когда вы делаете им замечание. И вы поймете, увидите, что вы постоянно это делаете: почему не поел? Руки помыл? Все уроки сделал? Брюки погладил? Бесконечно! Поставьте себя на место ребенка, сойдете с ума. Мы все ненавидим, когда нам делают замечания, когда нас воспитывают. Именно то, что мы ненавидим по отношению к себе, мы проецируем на своих детей, которых мы любим... Нам кажется, что ребенок – это пластилин, и мы сейчас «вылепим» из него классного человека. Принцип Песталоцци гласит: каждый человек рождается каким-то, надо понять его природу и ее развивать.

– Давайте поговорим про бабушек. У вас, кажется, особое к ним отношение…

– Бабушка – это ласка и любовь, бабушка – это человек, в которого можно уткнуться и поплакать, и она всегда тебя поймет. Важно понимать, что детство – это чрезвычайно тяжелая пора. В это время нужен человек, который облегчает тебе жизнь и больше ничего не делает. Он не будет спрашивать, как дела в школе, сколько раз ты сегодня ел…Другими словами, человек, который не будет говорить с ребенком на темы, которые ему не интересны. В этом плане бабушка и дедушка как раз будут слушать ребенка в отличие от родителей, которые вечно заняты. Самое ужасное, что могут делать бабушка и дедушка, – это говорить своим детям, как им воспитывать их чадо. Но лезть нельзя, если не спрашивают совета.

– Нужно уметь любить, а это значит уметь ставить себя на место другого человека, а это всегда сложно. Я иногда во время выступлений спрашиваю аудиторию, что значит любить?

– На одну из моих консультаций пришел мужчина. Я его спросил: «У вас хорошие отношения с сыном?» Он ответил, что прекрасные. «Вы его наказываете?» – уточнил я. Он посчитал, что наказанием это назвать нельзя, но если ребенок принес из школы «3», то 10 ударов ремнем, а если дерзит, то восемь ударов. Если «5» принес, то мальчику дают 1000 рублей. При этом папа не считает, что в этой ситуации вообще есть проблема.

Я написал книгу «Как не стать врагом своему ребенку», когда узнал, что 50% россиян считают, что детей нужно бить. В церкви тоже уверены, что детей нужно бить. Это все говорит только об одном: все эти 50% не считают детей людьми. Если вы задаетесь вопросом, надо ли бить ребенка, я скажу так: надо, но при одном условии. Если жена сварила плохой борщ, надо выпороть жену, если вы мало зарабатываете, выпороть вас. Тогда можно говорить о том, что в семье есть такое правило: за все плохое каждый получает по заслугам.

Есть простая, но в то же время очень важная фраза «Ребенок – это человек». Значит, к нему нужно относиться как к человеку со всеми вытекающими последствиями. В середине XX века в нашей стране появилось ужасное понятие «полезный досуг». Это значит, что взрослый на досуге может делать все, что хочет, включая просмотр телевизора. Но ребенок обязательно должен делать в это время что-то полезное и важное, а не носиться по улице. Это уже процесс отделения ребенка от остальных членов семьи. Все это приводит к одному очень печальному последствию – дети вырастают и не считают людьми родителей. Я уверен: что бы ни происходило в семье, это всегда вина только родителей. Отношения с детьми устанавливают родители, а не дети.

– Возможно ли в этом случае извиниться перед детьми, если осознал свои ошибки?

– Да, нужно извиниться. Если у родителей есть внутреннее понимание, что они не правы и знают почему и в чем, то можно попробовать построить отношения сначала. Изначально дети любят родителей. Малыш воспринимает мир через маму как призму. Когда ребенок падает и ударяется, он инстинктивно ищет маму, смотрит на ее реакцию. И если мама отнесется к падению, как к обычному препятствию, а не как к трагедии, ребенок перенесет падение менее травматично и даже не заплачет. Это не просто любовь, это эмпатия, то, что заложено в человеке природой. Поэтому решить можно все. Но вопрос в том, хочет ли этого сам человек.

– Что бы вы посоветовали прочитать?

– Если мы говорим о теме образования и воспитания, то каждый уважающий себя человек должен прочитать книгу Януша Корчака «Как любить ребенка». Обязательно нужно прочитать книги, посвященные педагогическим методам и системе Монтессори.

Я также очень советую обратить внимание на книги австрийского психиатра Виктора Франкла. Его литература буквально меняет сознание, помогает работать со смыслами, ставит на ноги и формирует ощущение правильности жизни.

Закрыть