Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Кирилл Поляков: «Лазурный автобус стал визитной карточкой»

С 1 июня 2022 года в Петербурге стартует второй этап перехода на новую модель транспортного обслуживания пассажиров. Председатель Комитета по транспорту рассказал, как петербуржцы оценили новый транспорт и насколько востребованными оказались билеты с QR-кодом
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Кирилл Валентинович, как бы вы оценили первый этап новой модели транспортного обслуживания по десятибалльной шкале? Почему? Что удалось, где были недочеты? Какие?

– Сегодня Петербург живет в условиях больших изменений в сфере пассажирских перевозок. С 1 апреля город начал переход на новую модель транспортного обслуживания. На первом этапе на 97 городских маршрутов вышли 864 современных автобуса. Они частично заменили морально устаревшие и небезопасные коммерческие маршрутки.

Напомню, новый транспорт низкопольный, работает на экологичном топливе, оснащен системами видеонаблюдения, кондиционирования, информирования.

Сегодня в автобусе можно расплатиться банковскими картами и всеми видами проездных билетов, в том числе льготными. С 1 апреля был введен новый пересадочный тариф «60 минут», позволяющий пассажирам экономить на поездках в наземном городском транспорте. При оплате картой «Подорожник» первая поездка для пассажира стоит 40 рублей, вторая – 10 рублей, третья и последующие поездки, совершенные в течение часа, бесплатны.

Да, старт прошел не без проблем. У нас были сложности с активацией пересадочного тарифа «60 минут». Где-то он не срабатывал, подводила техника в первые дни. Иногда приходилось давать дополнительные разъяснения пассажирам, что тариф действует только на социальном транспорте по карте «Подорожник».

Были проблемы и с оплатой проезда разовым билетом с QR-кодом: подводило неполное обновление программного обеспечения. Иногда и пассажиры путали фискальный QR-код с проездным и не могли погасить билет.

В такую ситуацию попали и мы с губернатором Петербурга Александром Бегловым, когда на объезде маршрута пытались приложить к валидатору фискальный код и он, конечно, не сработал.

Помогает система обратной связи. Каждый пассажир может обратиться с вопросом, предложением и жалобой на работу общественного транспорта по телефону горячей линии или на официальном сайте городского учреждения «Организатор перевозок» и в наших социальных сетях. Да и к хорошему люди привыкли быстро. Мы получили массу положительных откликов и слов благодарности от жителей и гостей Петербурга в адрес нового современного подвижного состава. Лазурный автобус за два месяца стал такой же визитной карточкой Северной столицы, как и любимая всеми команда «Зенит».

– Новшество новой модели транспортного обслуживания – разовые QR-билеты. Насколько востребованы они оказались у пассажиров? Сколько человек в среднем в будний день оплачивают ими проезд? На каких маршрутах они популярны?

– Сегодня горожане выбирают электронный способ оплаты проезда. Это подтверждают данные учреждения «Организатор перевозок».

Доля использования разовых билетов с QR-кодом незначительная. В апреле жители и гости Петербурга приобрели 1688 разовых билетов. 1242 билета – в будние дни, 446 – в выходные и праздничные. С 1 по 20 мая было куплено 939 разовых билетов с QR-кодом. Из них 536 – в будние дни, 403 – в выходные и праздничные.

В апреле самым популярным видом транспорта, на котором пассажиры производили оплату разовым билетом с QR-кодом, оказался автобус. Меньше всего оплачивали проезд данным видом билета на троллейбусах. И эта тенденция сегодня сохраняется.

– Когда ждать появления в продаже QR-билетов в торговых сетях? Они по-прежнему согласны продавать только по десять сразу? Почему?

– Переговоры с ретейлерами о возможности реализации разовых билетов с QR-кодом в торговых сетях продолжаются.

– Еще одной инновацией новой модели транспортного обслуживания стал пересадочный тариф «60 минут». Насколько востребованы оказались вторая и третья поездки в течение часа у пассажиров наземного транспорта?

– По нашим данным, в апреле единым электронным билетом было оплачено более 16 миллионов поездок. Почти 18 процентов из них по пересадочному тарифу были совершены со скидкой. Вторую поездку в течение часа совершили около 1,5 миллиона пассажиров. Проезд для них стоил 10 рублей. Еще почти 120 тысяч пассажиров выполнили три и более пересадок, которые стали бесплатными.

– Сколько безбилетников в среднем с апреля выявили контролеры? Чем дальше от дня запуска новой модели транспортного обслуживания, тем больше или меньше становится выявленных безбилетников? На какую сумму выписали контролеры штрафы с начала апреля?

– За неполных два месяца составили более 700 актов о безбилетном проезде в транспорте. И число безбилетников в среднем остается на прежнем уровне.

Пока штраф за безбилетный проезд в Петербурге – 500 рублей. Мы рассчитываем, что с увеличением штрафа до двух с половиной тысяч рублей пассажиры начнут проявлять большую сознательность.

– Как изменилось число пассажиров на маршрутах, которые стали работать по новой модели транспортного обслуживания с апреля?

– Мы немного другую статистику ведем. Для нас пиковыми всегда являются апрель и октябрь. Они ежегодно показывают самые высокие цифры по пассажиропотоку. Тут все без изменений.

Однако рост пассажиропотока на всех маршрутах был замечен и в конце мая. Мы связываем это с адаптацией как пассажиров, так и самих перевозчиков к новым условиям работы общественного транспорта.

Можем отметить, что суммарный пассажиропоток на всех маршрутах первого этапа полностью совпал с расчетным пассажиропотоком. А с учетом ковидного падения даже оказался на 5 процентов больше.

– На втором этапе в городе отменят 30 маршрутов коммерческих маршруток, точнее, заменят на вместительные автобусы. Чего ждать 1 июня жителям, которые пользовались маршрутками на остановках? И как долго? Насколько интервалы будут различаться?

– Ждать комфортного вместительного автобуса. Ехать за 40 рублей по «Подорожнику». Пользоваться льготами и всеми удобствами низкопольного подвижного состава. Изменения ровно такие же, как и были на первом этапе.

Все закрытые маршруты будут компенсированы увеличением выпуска транспортных средств на маршрутах, продлением либо изменением действующих маршрутов.

– Планировалось, что на втором этапе на улицы города выйдут 693 новых автобуса. Нет ли проблем с поставками у производителей?

– Да, проблемы есть. Из-за введенных против России санкций автопроизводители столкнулись с рядом проблем, которые привели к нарушению логистических цепочек. Однако эти проблемы никак не повлияют на сроки реализации второго этапа модели.

В настоящий момент большинство автобусов, необходимых для реализации второго этапа новой модели транспортного обслуживания, уже поставлено и принято перевозчиками.

Недостающий подвижной состав будет выпускаться на линии по мере поступления в парки перевозчиков с заводов-изготовителей. До этого момента маршруты будут обслуживаться текущим подвижным составом.

– Готов ли Петербург ко второму этапу новой модели транспортного обслуживания? И остается ли для третьего этапа тот же срок – 15 июля?

– Несмотря на объективные трудности, которые принесла нам международная повестка, мы движемся в установленных сроках, минимально корректируя в рамках сроков переход отдельных маршрутов.

ФАКТЫ:

Более 19% поездок по пересадочному тарифу совершили петербуржцы, по данным на середину мая 2022 года.

600 контролеров-кондукторов для работы на транспорте планируют принять на работу до 15 июля 2022 года.

Более 700 актов о безбилетном проезде составили в городском транспорте за апрель и май 2022 года.

Закрыть