Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Какие сокровища хранит Румболовская гора

Румболовская гора во Всеволожске является местной доминантой во всех смыслах. Но в запущенном ныне старинном парке, расположенном на ее вершине, есть еще кое-какие исторические достопримечательности. И эти объекты, по мнению историков и краеведов, должны быть обязательно сохранены
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Речь в первую очередь идет подземельях, относящихся к ныне исчезнувшей усадьбе князей Всеволожских. Внимание к ним со стороны местных жителей, исследователей и просто искателей приключений и раньше было большим (потому и легенд о них сложено еще больше). Но теперь, когда стало известно о планах провести реконструкцию старинного парка, интерес к этим объектам перешел уже в иную плоскость.

Есть в графском парке старый ход…

Ведь эти подземелья нигде официально не учтены, и, следовательно, во время проведения масштабных строительных работ могут быть ликвидированы. Чего, с точки зрения историков и местных активистов, нельзя допустить, потому что эти объекты могут стать точками притяжения для туристов и всех неравнодушных к прошлому страны людей. Неужели Всеволожск действительно имеет шанс попасть в путеводители благодаря каким-то «норам»? Самое время разобраться в этом.

«Подземелья на Румболовской горе представляют собой двухслойный пирог, – делится Илья Агапов, действительный член Русского географического общества, специалист по спелеологии и спелестологии. – Верхний пласт – это остатки подвала усадьбы и идущий от него на глубине около полутора метров дренажный ход. Оба эти объекта выложены из кирпича. Причем дренажный ход имеет довольно интересную форму: его высота около метра и у него стрельчатые своды».

Сегодня фрагменты подвала полностью засыпаны землей. Дренажному ходу повезло чуть больше – остались два отрезка длинной по 20 и 30 м, доступные при сильном желании для осмотра. И то и другое было построено в XIX веке.

Нижний пласт подземелий относится уже к прошлому веку.

«В 1942 году на глубине около 15-17 метров были выкопаны обширные помещения, предназначенные либо для запасного командного пункта, либо для склада, – рассказывает Илья Агапов. – Точнее сказать нельзя, потому что не найдено пока никаких официальных документов, и нам еще предстоит большая работа в архивах. В любом случае эти подземелья представляют собой ходы, от которых отходят тупички-залы. Причем общая протяженность таких коммуникаций составляет примерно 500 метров».

Примечательно, что этот военный объект построен без применения бетона: все помещения имеют деревянные пол и крепи наподобие тех, что ставятся в горных шахтах, – местный грунт вполне это позволяет. Но поскольку помещения заброшены уже около 80 лет, исследовать их без специального снаряжения и навыков крайне опасно. Именно поэтому краеведы и спелестологи старательно закопали входы в эти подземелья, чтобы не допустить туда многочисленных любопытных.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Голоцен и блокада

Ну и что же во всем этом примечательного? Оказывается, тут есть о чем поговорить.

«Если уж мы не сохранили величественную усадьбу Всеволожских, то восстановленный подвал, который сам по себе интересен (бывшие владельцы этих мест знали толк в архитектуре), может помочь создать представление о том, как она была устроена. А рассказывать о ней можно долго, – отмечает Илья Агапов. – Подобные решения широко используются в мире и при правильном подходе дают хороший эффект».

Схожим образом можно музеефицировать и дренажный ход, сделав из него настоящую «конфетку». Лучший и наглядный пример тому – судьба его прямого «родственника» возле Голландской кухни в Кронштадте. Там в таком же кирпичном ходе сделаны сверху окна, через которые любой желающий может увидеть его внутренности, украшенные специальной подсветкой.

А вот что касается системы военных подземелий, то тут все может быть гораздо масштабнее и интереснее. Она может быть одновременно и памятником истории военного горного дела в условиях блокады, и самым настоящим музеем…геологии.

«Румболовская гора имеет важное значение для изучения древней истории. А если точнее, периода голоцена, – поясняет Илья Агапов. – Примерно 12 тысяч лет назад здесь было ледниковое озеро. И ныне существующая возвышенность представляет собой песчано-глинистые отложения. Проблема в том, что на открытом воздухе они очень быстро разрушаются, а в подземельях все эти слои прекрасно сохранились. Поэтому, перемещаясь по системе ходов, можно воочию увидеть, как формировался здешний ландшафт. Тематические экскурсии здесь будут увлекательными». И опять же есть хороший и убедительный пример подобного подхода – всем известные Саблинские пещеры. Они ведь тоже рукотворные, и в них также экскурсантам рассказывают о геологическом прошлом тех мест.

По словам Агапова, самое интересное, что описание подземелий вместе с их приблизительными планами были сделаны исследователями еще в 90-е годы и переданы в администрацию, но там, видимо, об этих материалах забыли. Да и то сказать, сколько воды с тех пор утекло. Поэтому сейчас при подготовке документов для реконструкции парка чиновники и сотрудники Паркового агентства с удивлением узнали о существовании на этой территории подземных объектов.

«Но уже запланирован круглый стол, в ходе которого мы подробно расскажем представителям администрации о подземных объектах, – рассказывает Илья Агапов. – И поделимся мнениями экспертов о том, как можно их восстановить и использовать. Конечно, мы не предлагаем прямо сейчас взяться за это, ведь проблем и так очень много. Но наша задача минимум – предоставить этим подземельям какой-нибудь статус и законсервировать их до тех времен, когда появятся силы и средства заниматься ими».

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Клизмы и мистика

С реконструкцией Румболовской горы, кстати, тесно связана судьба и нескольких сохранившихся строений, тоже имеющих прямое отношение к исчезнувшей усадьбе. Но в отличие от подземелий, «награжденных» охранным статусом. Что, правда, не является панацей от проблем. Взять, скажем, Красный замок. Именно под таким именем это здание известно среди местных жителей и неискушенных блогеров. И каких только историй нет о нем в Интернете. Считается, например, что его построили шведы и оно было резиденций самого Делагарди, а в советское время в нем якобы располагалась какая-то секретная лаборатория.

Источником подобных «версий» стал сам пресловутый замок. Поскольку он вписан в склон возвышенности, то его обширные подвалы располагаются двумя террасами. И, когда смотришь на мощные мрачные своды, волей-неволей приходят мысли об их иноземном происхождении и всякой мистике. Да и архитектура самого здания выглядит довольно необычной.

«На самом деле это никакой не замок, а газогенераторная станция, построенная в 1823 году князем Всеволожским для освещения своей обширной усадьбы, – рассказывает Ирина Гуреева-Дорошенко, председатель историко-краеведческого объединения «Русское наследие», член Общественной палаты Всеволожского района. – Подобное освещение здесь появилось на несколько лет раньше, чем в Петербурге! Но главное, что подобного промышленного объекта начала позапрошлого века нет больше нигде на всем Северо-Западе».

А в советское время здесь располагался завод резиновых изделий, где, в частности, выпускались клизмы. Даже сейчас в окрестных зарослях иногда попадаются спрессовавшиеся залежи этих «девайсов». Теперь здание находится в крайне плачевном состоянии, причем разрушения довольно быстро прогрессируют. Из исторических интерьеров ничего не сохранилось, за исключением двух кованых ажурных кронштейнов, которые когда-то поддерживали то ли балкончик, то ли навес над входом.

«Станцию, конечно, нужно срочно реставрировать или хотя бы законсервировать ее, иначе она просто погибнет. – отмечает Ирина Гуреева-Дорошенко. – При этом у здания есть собственник, который уже долгое время совершенно не занимается им: его интересует лишь территория рядом с ним. Сейчас мы вместе с администрацией Всеволожска ведем с собственником переговоры, стараясь убедить его изменить отношение к этому историческому объекту».

Из-за этого, кстати, пока непонятно, под какие цели его можно было бы использовать после реставрации. А вот судьба другого объекта, расположенного на той же Румболовской горе, – массивной двухэтажной конюшни более прозрачна. Там планируют разместить областную библиотеку, где найдется место и для краеведческого отдела. Но особенно радует историков, краеведов и местных жителей, что наконец-то дадут новую жизнь и пришедшему в упадок старинному парку, в котором, между прочим, сохранились живые свидетели былых времен – деревья, которым около 200 лет.

«В администрации Всеволожска крайне заинтересованы в информации обо всех объектах, которые здесь есть, – делится Ирина Гуреева-Дорошенко. – И, надеюсь, обсуждения в ходе круглого стола будут полезными для всех. И в первую очередь для территории, где располагалась усадьба Всеволожских. Ведь для нас, местных жителей, она как Петропавловская крепость для Петербурга. Отсюда здесь все началось».