Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Ветеран Соловецкой школы юнг: «Шли в прямую атаку, на верную смерть»

Сегодня исполнилось 80 лет со дня основания Соловецкой школы юнг, созданной по приказу адмирала Советского флота Николая Кузнецова в годы Великой Отечественной войны

В советское время Школа юнг была известна немногим. Многие годы документы о ее существовании находились под грифами секретности. Сейчас история юнг – признанная героическая страница в истории российского Военно-морского флота.

Накануне памятной даты в стенах Федерального исследовательского центра Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова прошла встреча ветеранов Школы юнг. Перед ними также выступили будущие моряки и ученики кадетских классов и училищ.

«В нашем институте есть давняя традиция – сохранение коллекции семян растений, которые более ста лет собирали наши ученые. И наши последователи будут собирать и сохранять эту коллекцию. Наши ученые знают, почему так важно сохранять историческую память и правду. С Соловками нас связывает долгая экспедиционная история. В одну из экспедиций мы пригласили с собой кадетов 189-й школы Петербурга, чтобы они с нами вместе приняли участие в закладке аллеи Победы. Саженцы были переданы на Соловках осенью 2020 года и высажены на следующий год. Мы помним подвиг Соловецких юнг», – сказала заместитель директора института ВИР им. Н. И. Вавилова Юлия Ухатова.

Ветеран Соловецкой школы юнг Павел Семенов (в этом году ему исполнится 90 лет) начал воевать в Великой Отечественной войне с 11 лет, примкнув к партизанам. В 1941 году ему было всего 11 лет, когда на его глазах расстреляли его родителей, и тогда началась его война в партизанском отряде в ленинградско-новгородских лесах. В 1943-м был плен и концлагерь. После освобождения подросток уже с боевыми наградами был отправлен в Школу юнг, там он получил специальность торпедист-минер, главный корабельный старшина.

За победу над немецкой эскадрой в бухте Эзель получил сразу две награды: орден Великой Отечественной войны 1 степени, медаль Ушакова. Победу встретил в Кенигсберге. До 1953 года служил на торпедных катерах.

«Служил в гвардейском торпедном дивизионе катеров-«смертников». Это были самые быстроходные корабли на Балтике. Как-то вышли на дежурство, у нас было четыре катера. Тут сообщение о том, что из Таллинна выходит эскадра противника. Шли в прямую атаку, на верную смерть. Мы торпедировали эсминец, взорвали его. Другие вражеские корабли потопили или отогнали», – рассказал ветеран.

Павел Семенов стал прототипом создания скульптуры для памятника «Юнгам Балтийского флота» в Санкт-Петербурге, который установлен на площади Юнг.

Еще один ветеран Школы юнг – юнга первого набора Александр Маслаков рассказал: «Мы пришли в Школу юнг на Соловки после 7-го класса. Нас выпустили – четыре тысячи юнг, три набора. Ученики школы участвовали во всех боевых походах Военно-морского флота. Несмотря на юный возраст, были допущены к самостоятельному несению службы на всех кораблях. Служили артиллерийскими электриками, радистами, турбинистами, сигнальщиками и т. д. Мы заменили своих старших товарищей, погибших в начале войны. После войны служили как младшие командиры, сами воспитывали молодых моряков. Лично я после войны прослужил еще три года старшиной группы управления артиллерийским огнем здесь, на Балтике. Потом закончил школу и пошел в военное училище, продолжил службу офицером».

«Кто кончал школу с отличием, получал право выбрать, на каком флоте служить. Естественно, все рвались на воюющие флота – Балтийский, Черноморский, куда попросил направить и меня. Служил на крейсере «Молотов». Это был новейший корабль, построенный за неделю до начала войны. Все рвались в бой», – сказал Владимир Мезенков.

В годы войны Школа юнг формировалась из подростков 15-16 лет. Ее воспитанники были самыми юными профессионально подготовленными участниками войны.