Паустовского знают по рассказам о рыбалке, а ценят за «Телеграмму»
19 мая исполняется 130 лет со дня рождения писателя Константина Паустовского. Он известен как выразительный певец русской природы, без которого не обходится ни один учебник по чтению и литературе.
Главные произведения
Паустовский – самое лучшее дачное чтение для нескольких поколений россиян и каноническая фигура для всех любителей рыбалки.
Но известность за рубежом ему принесли более серьезные произведения – рассказ «Телеграмма», который повествует о пожилой женщине и ее дочери, не успевшей на похороны матери из-за своих якобы неотложных дел, и повесть «Золотая роза», которую должен прочитать каждый, кто задумывается о том, что такое творчество и как становятся писателями.
Бурная биография
Сам Константин Паустовский рано начал работать, потом был санитаром на Первой мировой войне, затем трудился на металлургических заводах и в рыбачьей артели, служил в Красной армии. Жизненный опыт пригодился, когда будущий писатель стал репортером. Работал он в Москве, Одессе, Батуми и других, преимущественно южных городах. Профессиональным писателем Паустовский стал в 1931 году и активно начал путешествовать по стране, описывая то строительство Онежского завода, то судоходство на Волге, то деревню Михайловское, когда там еще не было знаменитого заповедника.
Четырежды номинант
Известно, что Паустовский четырежды выдвигался на Нобелевскую премию по литературе: с 1965 по 1968 год. В 65-м ее получил Михаил Шолохов, в 68-м вопрос о вручении премии отпал из-за смерти автора. Хотя его имя в списках было.
Профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Игорь Сухих прояснил ситуацию: «Константин Паустовский действительно четырежды выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, но надо учесть, что список номинантов всегда очень велик. Наш университет тоже получает запросы от Нобелевского комитета: кого бы мы рекомендовали выдвинуть. В 1965 году премию получил Михаил Шолохов. Он был несоизмеримо больше известен за рубежом, чем Паустовский».
Тарусские альманахи
Три основных направления в прозе Паустовского – это, во-первых, ранняя романтическая проза, роман, который так и называется – «Романтики», во-вторых, биографии великих людей: Андерсена, Грига и других, а также его собственная биография, «Повесть о жизни». Самую большую известность Паустовский обрел как писатель природы, Мещерской стороны. Его рассказы про котов и рыбалку очень ценили критики. «А еще, – отметил Игорь Сухих, – Паустовский запомнился также своим порядочным отношением к коллегам: он никогда не ставил подписи под «расстрельными письмами», поддерживал Солженицына. А главное – вел альманах «Тарусские страницы», где впервые была напечатана Марина Цветаева и где после долгого перерыва были опубликованы повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!» и другие значительные произведения».
И дети, и Марлен
Рассказ «Телеграмма» был любимым произведением актрисы Марлен Дитрих: приехав на гастроли в Советский Союз, она специально искала встречи с Паустовским.
Как рассказала «Петербургскому дневнику» учительница литературы Элеонора Иванова, дети в начальной школе читают юмористические рассказы Паустовского, но в средней школе они осознают, что это писатель, поднимавший важную тему формирования человека, и как раз этот рассказ играет тут основную роль. «Большинство ребят не может сформулировать точно, что им понравилось, приходится помогать, – пояснила Элеонора Юрьевна. – Но если правильно подобрать отрывки и даже отдельные фразы, они обязательно оценят всю красоту языка».