Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Это вам не просто брюки: как создаются джинсы

«Петербургский дневник» побывал на швейном производстве Надежды Ковалевой
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

20 мая 1873 года американский предприниматель Ливай Страусс и эмигрант из Российской империи Джейкоб Дэвис получили патент на производство «рабочих комбинезонов без бретелей с карманами для ножа, денег и часов». Брюки из французской ткани «деним» компания «Levi Strauss & Co» выпускала уже более 20 лет, однако именно Джейкоб Дэвис придумал крепить карманы металлическими заклепками, и это правило до сих пор соблюдает большинство уважающих себя производителей джинсовых изделий.

В честь дня рождения самой популярной и никогда не стареющей вещи в гардеробе «Петербургский дневник» побывал на швейном производстве Надежды Ковалевой, и выяснил, смогут ли петербургские джинсы стать заменой тому, что раньше продавали россиянам западные производители.

– Когда и как появилось швейное производство Надежды Ковалевой?

– Я всю жизнь занимаюсь одеждой и по образованию – инженер-конструктор швейных изделий. Кстати, джинсы я никогда особенно не любила и не носила, однако 12 лет назад так вышло, что я занималась оптовыми продажами именно джинсовой одежды. В какой-то момент я задумалась о собственном бренде с производством в Польше, однако кризис 2012 года разрушил эти планы: цены выросли и съедали всю предполагаемую прибыль.

В 2013 году я организовала небольшое производство джинсов в Петербурге – скромное помещение, наняла буквально трех швей, закупила оборудование, и дело пошло. Мы продавали изделия и оптом, и в розницу через собственный магазин. Однако тогда у нас не было оборудования для варки джинсов, а это самый важный этап производства. Без варки получаются не совсем джинсы, а скорее, брюки из денима: они плоские, без каких-либо эффектов, которые все привыкли видеть на джинсах. И вскоре наши оптовые клиенты стали отказываться от наших изделий в пользу иностранных «настоящих» вареных джинсов.

На какое-то время я отказалась и от бренда, и от джинсов, и мы на протяжении почти восьми лет вполне успешно шили одежду по оптовым заказам для разных брендов. Но мысли о собственной марке меня не оставляли. И вот полтора года назад мы переехали в новое помещение, где появилось место для всего необходимого оборудования, в том числе для варки джинсовых изделий. Где-то год мы налаживали технологию варки и наконец-то смогли предложить клиентам то, что они хотят. Пока мы работаем по оптовым заказам со сторонними брендами, например «Уста к устам», USHATAVA, VL Code, Wolee и другими, но в самом ближайшем будущем запустим свой бренд «Турмалин».

– Чем сложна технология варки, что ее надо разрабатывать целый год?

– Сшить джинсы и просто брюки – это совсем не одно и то же. Необходимо специальное оборудование, например двухигольные машины цепного стежка для «шва в замок». Это и есть тот самый «пухлый» шов на джинсах. Но самый большой секрет производителей – это рецепты «варки», точнее стирки джинсов. Это химический процесс, позволяющий смягчить джинсовую ткань, придать ей красивые эффекты и даже поменять цвет.
Джинсы мало просто закинуть в специальную машину, их надо варить с особой химией, причем точно знать, что, когда и в каком количестве добавлять. При этом надо четко понимать, сколько варить джинсы, чтобы они приобрели нужный цвет, а еще надо учитывать, что деним может увариться на 10-12% по длине и потерять один-два размера в обхвате бедер. Причем варить надо только готовые изделия, потому что если отварить просто ткань, то по итогу сшить из нее можно будет только брюки – характерных «затеков» краски на швах, «потертостей» и других особенностей джинсов не будет.

В России производство джинсовых изделий почти не развито, в стране работает не больше пяти-шести фабрик, поэтому специалистов у нас мало. Некоторые приглашают технологов из Узбекистана или Турции, где джинсовое производство хорошо развито. Мы же находили идеальные рецепты методом проб и ошибок. Мой заместитель по развитию Елена Игнатенкова по первому образованию химик-технолог. Именно это помогло нам наладить технологические процессы варки джинсов.

– Вы наверняка помните серию в «Ералаше», где мальчик дома в огромной кастрюле варил себе джинсы. В домашних условиях реально превратить брюки из денима в полноценные джинсы?

– Нет, вы добьетесь только того, что брюки сядут и немного потеряют в цвете. В домашних условиях подобным лучше не заниматься.

– Получается, что в России конкурентов у вас немного, а из-за сложной геополитической ситуации и иностранных значительно убавилось. Планируете расширять рынок сбыта?

– Под брендом «Турмалин» мы планируем выпускать модные в новом сезоне цветные джинсы. Но, конечно, продолжим производить джинсы для наших оптовых клиентов.

Для нас как для производителей в сложившейся геополитической ситуации есть как плюсы, так и минусы. Как только иностранные компании и бренды начали объявлять, что уходят из нашей страны, у нас возрос поток новых клиентов. Мы несколько раз на дню слышали, что «ZARA уходит», а значит, «надо шить джинсы». Это, безусловно, радовало, однако все омрачал курс валют, потому что и деним, и фурнитуру, и химикаты для варки джинсов мы закупали за границей, так как в нашей стране ничего из этого не производили.

Деним мы закупали в Турции и иногда в Китае, когда доллар достиг 130 рублей, то цена ткани стала просто золотой. Мы начали искать новых поставщиков и нашли производителей денима в Узбекистане. Мы уже протестировали ткань и очень довольны результатом. По качеству он сопоставим с турецким денимом, а ценник очень гуманный.

С металлической фурнитурой все несколько сложнее. Принято считать, что в хороших джинсах должна быть металлическая молния японского бренда YKK, хотя производятся они в Китае. В России металлические джинсовые молнии вообще никто не делает, только пластмассовые, а они для джинсов не подходят. Мы активно ищем новых поставщиков, а то наши запасы стремительно тают.

Помимо этого, на хороших джинсах должны быть металлические пуговицы-болты и хольнитены, в народе именуемые заклепками. В России есть производители хольнитенов, но только сумочных. Они не подходят для производства джинсов, так как ржавеют и могут испортить ткань во время стирки. Похожая история и с джинсовыми пуговицами. Мы пока закупили китайские болты и хольнитены, надеемся, что их качество нас устроит.
Но самой большой проблемой стала химия для варки джинсов. Раньше мы закупали все необходимое в Германии, Италии, а также немного в Турции, соответственно после объявления санкций мы буквально за один день остались без всего!

Мы начали искать нужные химикаты в России, но так как джинсовое производство у нас не распространено, то и специальной химии никто не делает. Нашли похожие химикаты для текстильщиков, которые выпускает Беларусь и Московская область. Закупили и начали тестировать.
По сути, все рецепты, которые мы выверяли целый год, больше не актуальны, ведь теперь нам приходится использовать и новый деним, и новые химикаты.

– Какой у вас объем производства?

– Около трех-четырех тысяч единиц в месяц. Мы шьем не только джинсы, но и платья, футболки, пальто и другую одежду по заказу наших клиентов. Но мы могли бы производить гораздо больше, однако нам серьезно не хватает рабочих рук. У нас всего 50 швей, хотя оборудования хватит на 70-80 человек.

Кадровый голод ощущался еще до пандемии коронавируса. Сложно найти швей, которые готовы развиваться, осваивать новые технологии и зарабатывать этим себе на жизнь.

Мы начали сотрудничать с Российским колледжем традиционных культур и надеемся, что ситуация улучшится. Там обучают не только вчерашних школьников, там есть курсы и для переподготовки уже взрослых людей. Однако надо понимать, что выпускник колледжа или курсов не превращается сразу в хорошего мастера. Надо, чтобы человек набил руку и был готов к работе в производственных масштабах.

– А вы сами предлагаете сторонним брендам определенные модели одежды или они приходят к вам с просьбой реализовать их идеи?

– Они к нам. По сути, пока мы продаем не одежду, а услуги по ее производству.

Почему одни джинсы можно носить годами, а другие стираются за несколько месяцев?
– Это зависит от изначального качества денима, от качества пошива, а также от интенсивности варки при производстве. При неправильной технологии варки деним может слишком сильно истончиться и, соответственно, быстрее порвется при носке.

– В СССР все мечтали о джинсах Montana, а сейчас их принято ругать. Хорошие джинсы?

– Дело в том, что бренда Montana не существует и никогда не существовало. Джинсы с этим известным логотипом продавали абсолютно разные производители, и я очень сомневаюсь, что их привозили из США, как многие утверждали. В общем, качество у каждой отдельной пары было разным.

Закрыть