Яндекс.Метрика
  • Оливия Ланкастер, Марина Алексеева

Здание ТЮЗа отмечает юбилей

Ровно 60 лет назад, 19 мая 1962 года, на Пионерской площади открылось новое здание Театра юных зрителей имени А. А. Брянцева

Новое здание ТЮЗа было построено под руководством советского архитектора Александра Жука, который возвел в нашем городе и другие важные объекты, в том числе аэровокзал Пулково-1, БКЗ «Октябрьский», мост Александра Невского.

Объединить актеров и зрителей

До обретения своего нового дома на Пионерской площади театр располагался на Моховой улице в бывшем Тенишевском училище. Его помещение идеально подходило для главной задачи отца-основателя ТЮЗа Александра Брянцева – единения актеров и зрителей. По его приказу в зале разобрали партер, в результате чего образовалась полукруглая сцена и амфитеатр на пятьсот зрителей.

Сам режиссер говорил про это так: «Мало приблизить актеров к зрителю, надо окружить их зрителями, надо изменить привычные оптические условия старого партера, надо поставить актера на игровую площадку, окруженную зрителями».

Благодаря новаторским идеям Брянцева театр на Моховой пользовался невероятным успехом. Попасть туда было нелегко – зал просто не вмещал всех желающих. Поэтому в середине 50-х Брянцев начал «пробивать» идею строительства нового здания.

Гений места

Площадкой для строительства выбрали участок города с богатой историей –  между улицей Марата и Загородным проспектом. В XVIII веке здесь размещались казармы лейб-гвардии Семеновского полка с плацем для полковых смотров и учений.

В XIX столетии от Семеновского плаца проложили первую русскую железную дорогу из Петербурга в Царское Село и Павловск, а неподалеку вырос первый железнодорожный вокзал – Витебский. В восточной части плаца располагался ипподром, здесь же состязались первые русские спортсмены-велосипедисты. Вот на таком удивительном месте Александру Брянцеву предстояло возвести первый в нашей стране репертуарный детский театр.

Великий режиссер был настолько увлечен строительством, что лично участвовал в разработке проекта вместе с архитекторами. 19 июня 1957 года состоялась торжественная закладка будущего театра. После митинга Брянцев взял мастерок и сам зацементировал зазор между огромными глыбами фундамента.

По свидетельству современников, Александр Александрович приезжал на стройку в любую свободную минуту. Он взбирался на леса, разговаривал со строителями, с радостью наблюдая, как воплощается его давняя мечта.

К сожалению, увидеть свой ТЮЗ законченным Брянцеву не удалось. Он ушел из жизни за несколько месяцев до того, как новое здание было закончено.

Уникальное здание

Руководствуясь идеями Александра Александровича, зодчие создали зал, в котором нет кресел с плохой видимостью. Расстояние от сцены до последнего ряда составляет всего 19 метров, и актеры, как и мечтал Брянцев, играют в окружении зрителей, сидящих в высоком амфитеатре.

В театре также есть камерная Малая сцена. А еще просторные фойе, остекленные галереи с зимним садом и огромный парк со скульптурными композициями вокруг самого здания.

Сегодня театр обладает техническими возможностями, которые позволяют воплощать самые смелые идеи театральных режиссеров, работающих в ТЮЗе.

Прямая речь

Народная артистка России Ирина Соколова:
–  Самое главное место в театре для меня – это моя гримерка, первая на втором этаже. Когда-то ее занимали легендарные тюзовские актрисы Людмила Жукова и Нина Казаринова. Это священное, намоленное место. Даже когда я уходила из ТЮЗа и играла здесь всего несколько спектаклей, администрация театра сохранила для меня эту грим-уборную, и я за это ей очень благодарна.

Моя гримерная комната – это моя крепость и одновременно моя норка. Если мне очень нужно побыть одной, повторить текст, подумать о чем-то, я прихожу сюда и знаю, что я в безопасности, никто меня не потревожит.

Заслуженный артист России Сергей Надпорожский:
–  Для меня главное место в ТЮЗе – это пАрад – темный карман перед входом на сцену. Помню, когда я совсем молодым пришел в театр, моими наставниками были корифеи – Константин Кунтышев и Анатолий Сивицкий.

И я замечал несколько раз, что задолго до спектакля, пока на сцене ставят декорации, они уже в костюме и в гриме сидели в темноте вот в этом кармане и ждали, когда начнется спектакль.

Что они там делали, я не знаю. Может, повторяли текст, а может, просто настраивались перед своим выходом. Потом и я попробовал, когда были тяжелые спектакли. И, знаете, действительно помогает. Если там посидишь немножко, как будто маленькие крылышки вырастают. И с ними уже можно выпорхнуть навстречу зрителям.

Актриса Анна Дюкова:
–  Для меня главное место в ТЮЗе – сцена. Не просто главное, а настоящее место силы. Это некий удивительный мир, в который ты окунаешься, выходя из-за кулис. Удивительный портал, который переносит тебя из обыденной жизни в какую-то параллельную реальность, где ты забываешь обо всем, попадая под его магическое действие.

А еще, как это ни странно, сцена для меня место отдыха. После спектакля, как бы я ни была истощена физически, психологически и морально, я ощущаю себя так, как будто сходила на йогу или в баню – абсолютно расслаблено и умиротворенно.

На заметку
В феврале текущего года здание ТЮЗа было внесено в список выявленных объектов культурного наследия. После включения в этот реестр памятники архитектуры получают защиту от сноса и самовольной перестройки. Любые работы, связанные с ними, необходимо будет согласовывать с органами охраны памятников. Присвоить охранный статус зданию или сооружению можно не раньше чем через 40 лет с момента его постройки.

Закрыть