Яндекс.Метрика
  • Александр Пелевин

Рассказ Александра Пелевина «Сердце пионера Василия»

Он написал его эксклюзивно для «Петербургского дневника»
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Сегодня – 100 лет пионерии. К этой дате лауреат премии «Национальный бестселлер» Александр Пелевин написал рассказал эксклюзивно для «Петербургского дневника».

СЕРДЦЕ ПИОНЕРА ВАСИЛИЯ

Советская сказка

Однажды пионер Василий потерял сердце. Он сам не понимал, как это вышло. Проснулся в своей кровати посреди ночи от чувства странного, незнакомого и тяжелого, от которого обычно болит сердце, – а сердца-то и нет. Расстегнул ночную рубаху, вложил пальцы в старую рану на груди – и правда, совсем нет ничего.

«Как же так? – подумал пионер Василий. – Как же я теперь без сердца? Холодная голова и горячее сердце должны быть у пионера, и голова-то вроде на месте, но что же делать теперь?»

Пошарил под одеялом – нет сердца. Заглянул в тумбочку – пусто. Все углы осмотрел, под кроватью, за шкафом – нигде нет.

Совсем беда.

Тяжело вздохнул пионер Василий и услышал, что дыхание его стало совсем другим, будто и не дышит он вовсе, а скрипит и шипит, как старый сифон. И вроде можно бы уснуть, но не спится, мысли страшные в голову лезут. Как же без сердца-то?

Дождался утра и пошел к пионервожатому.

– Товарищ пионервожатый! – сказал Василий. – Разрешите доложить: потерял сердце.

– Ну дурак! – расстроился пионервожатый. – Ладно значок или галстук потерял бы, а тут сердце. Бес с тобой, иди на склад, новое выдадут.

Обрадовался пионер Василий и пошел на склад за новым сердцем.

А заведующий складом пошарил в закромах и смотрит так виновато.

– А нет размера твоего, – говорит.

– То есть как нет? – удивился пионер Василий.

– А вот нет. Могу поменьше предложить, могу побольше, только тебе неуютно так будет, дышать станет трудно, да и износится быстро.

Расстроился пионер Василий и пошел бродить куда глаза глядят. Думает: может, по дороге где-нибудь сердце найду? Или что-нибудь вместо него смогу в грудь вложить? Видит – камень у обочины валяется, размерами вроде подходящий. Вложил его себе в грудь – нет, не то, и дышится еще тяжелее. Нахмурился и выбросил.

Нашел на заброшенном заводе старый мотор от автомобиля ЗИЛ. Вставил в грудь – вроде работает исправно, тарахтит, дымит, да все не то, болит и в горле комом стоит. Выбросил мотор, пошел дальше искать.

Шел он долго по пыльной дороге, увидел вдруг котенка, свернувшегося клубком. Думает: «Во, отлично подходит!» Взял котенка, вложил себе в грудь. Вроде и тепло, и приятно, но котенку не понравилось, царапаться больно начал. «Ладно, – подумал Василий. – Пожалею котенка». Вытащил его аккуратно, посадил на дорогу, тот сразу и пустился наутек.

И решил он пойти за советом к Владимиру Ильичу Ленину, который жил в то время в избушке на окраине темного леса. Пришел к Ильичу, выложил ему беду свою, а тот хитро прищурился и говорит:

– Знакомы мне такие случаи. Ты, пионер, сердце свое не потерял. Рассказали мне, что выросла сегодня у Кремля новая башня и зажглась на ней новая звезда. Может, это сердце твое решило сбежать от тебя и стать красной звездой? Сходи-ка и погляди.

Отправился пионер Василий в долгий путь к Кремлю – древнему замку из красного камня, где сами собой вырастали башни и на них загорались звезды. Был тот замок спрятан далеко в лесах, посреди гор, и, чтобы добраться до него, нужно было истоптать семь пар железных сапог и съесть семь железных хлебов.

Но пока пробирался он по темным лесам, над ним кружили черные вороны и все время кричали.

– Нет, – каркали они, – больше твоей страны! И пионеров больше нет! Да и тебя больше нет, ты старый уже, какой из тебя пионер!

Василий кидался в них камнями. Мало ли что вороны будут кричать.

Долго ли, коротко ли – добрался он до Кремля и увидел, как на одной из башен горит совсем новая маленькая красная звездочка из рубинового стекла. «Вот оно, сердце мое!» – понял Василий и полез на башню.

Долго Василий лез на башню, изодрал всю одежду, разбил руки в кровь, несколько раз чуть не сорвался. И когда он залез на вершину, чуть не ослеп от яркого света звезды. И когда он взял ее в руки, ладони его обожгло жарким пламенем.

Залез Василий обожженными пальцами в старую рану, раздвинул грудную клетку и вставил сердце обратно на место. И задышалось ему сразу, как раньше, – ровно, спокойно и сильно. И сразу почувствовал он: «Да. Мое».

Только вместо сердца была теперь у него в груди красная звезда, озаряющая все вокруг ослепительным светом.

И вороны больше не каркали.

СПРАВКА:
Александр Пелевин: писатель, поэт, журналист. Родился 20 сентября 1988 года в Ленинграде. Автор романов «Здесь живу только я» (2016), «Калинова Яма» (2017), «Четверо» (2018), «Покров-17» (2020), сборников стихов «Красное, черное, белое и нечто совершенно иное» и «Как мертвый Лимонов» (2021). Лауреат премии «Национальный бестселлер» за 2021 год. На один из популярных вопросов в свой адрес отвечает так: «Нет, не Виктор. Нет, не родственник. Да, по паспорту».


Закрыть