Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Профессиональный стандарт писателя: pro et contra

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ решило заняться разработкой профессионального стандарта для писателей. «Петербургский дневник» выяснил, какие точки зрения существуют сейчас по этому поводу в литературном сообществе
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

АНДРЕЙ КИВИНОВ, писатель, автор книг, которые легли в основу сценария сериала «Улицы разбитых фонарей»

На самом деле я не думаю, что профессию писателя можно каким-либо образом стандартизировать. Ну хорошо, вот получили мы все условные корочки и соответствуем, значит, своей профессии.

Но дело ведь в том, что нам надо издаваться. А все издательства у нас коммерческие. И вот если мы написали какую-то ерунду, а она не интересна издателю и он ее отвергает, то что мы теперь – в суд на издателя подавать будем?

Я веду разговор к тому, что нельзя творческую работу подгонять под какие-то требования или нормативы. Например, во времена Александра Пушкина гораздо популярнее был писатель, критик и публицист Александр Бестужев-Марлинский. Но скажите, кто сейчас помнит Бестужева? Зато все помнят Пушкина.

Так и тут. Хоть десять или больше корочек получи, великим ты от этого все равно ведь не станешь!

В Советском Союзе был жесткий отбор в Союз писателей, однако это давало реальные преимущества. Тебя начинали издавать. Тебе давали грант на проведение творческих вечеров, за которые при этом платили еще и зарплату. Но в 1990-е годы все это рухнуло, и членство в Союзе писателей не дает сейчас никаких преимуществ.

Следует отметить и то, что введение любых стандартов не может сделать одномоментно профессию прибыльной. Ведь платить зарплату за одну книжку никто не станет, как это было в советские времена. Книгу надо издать, чтобы она окупилась. А интерес к книге у читателей никак не связан с профильным образованием автора, это можно сказать точно.

Например, ни у меня, ни у многих моих петербургских коллег никакого литературного образования нет. И, если честно, я вообще даже не собирался становиться писателем. Просто написал небольшую повесть для своих знакомых, чтобы посмеяться. Там нет ни развития, ни правильной схемы, которым учат в литературных институтах, просто огромный анекдот получился (речь про произведения, которые положили начало сериалу «Улицы разбитых фонарей». – Ред.). Зато там были настоящие эмоции, поэтому все и получилось.

Можно сказать точно, что секрет успеха любого писателя – четко попасть в ту проблему, которая волнует общество в данный момент. Ведь бестселлерами становились произведения, которые неожиданно резонировали с тем, что происходит в данное время в стране и мире. Попадаешь – выстреливаешь. Не попадаешь – не выстреливаешь. И уже потом приходит литературный опыт. Как говорил Андрей Измайлов, если ты писатель, то должен писать.

А вот о чем действительно стоит подумать, так это о проблеме пиратства. В настоящий момент существует огромное количество пиратских ресурсов, из-за чего авторам просто не хочется работать. Поэтому появляется мало хороших и достойных вещей. Какой смысл писать, если выхлопа – ноль? Было бы хорошо, если бы проблемой с правами в Интернете занялись на высшем уровне.

АЛЕКСЕЙ ВАРЛАМОВ, писатель, глава рабочей группы по созданию профессионального стандарта

Эта идея – разработка профессионального стандарта писателей – витала в воздухе уже много лет, но именно сейчас оказалось, наверное, не самое удачное время для того, чтобы заняться решением этого вопроса. Поэтому наиболее прогрессивная часть нашего общества и восприняла это предложение так, как будто государство принялось гайки закручивать.

Конечно, сейчас наша рабочая группа пока еще не выработала четкого понимания, что войдет в понятие «профессиональный стандарт». Но могу вас заверить, что ни о каких цензурных или идеологических ограничениях речь не идет!

Мы говорим лишь о социальной защите писателей, о пенсиях, больничных листах, трудовом стаже, возможно, льготах по оплате дополнительных метров жилой площади. Вот о чем на самом деле идет речь.

Напомню, что в советское время писателям давали дополнительную жилплощадь. Сейчас, конечно, трудно судить о том, насколько это реально. Однако надо понимать, что квартира зачастую является рабочим кабинетом литератора, и это надо как-то учитывать при квартплате и налогообложении.

В идеале мы предполагаем, что у писателя в трудовой книжке будет написано, что он является писателем, литератором или литературным работником. Но здесь, безусловно, надо консультироваться с юристами, чтобы понять, как в это прокрустово ложе поместить всю эту сложную историю.

И да – начинать надо с образования. Ведь любой профессиональный стандарт предполагает определенное образование. Возникает вопрос: какое должно быть образование у писателя? Ради любопытства я посмотрел на профессиональный стандарт журналиста. Понятно, что писатель и журналист – это не одно и то же, но что-то общее между ними, согласитесь, все-таки есть. Так вот. В профессиональном стандарте журналиста написано, что корреспонденты и репортеры обязаны иметь степень бакалавра, но могут быть исключения.

Вот у меня такое же возникло ощущение: если мы все-таки разработаем стандарт, то там будут исключения. При этом оканчивать Литературный институт для соответствия стандарту необязательно: мы все прекрасно понимаем, что многие писатели пришли в литературу, вообще не имея высшего образования. Вспомним Бунина, Лескова, Горького...

Глупо спорить с тем фактом, что писательские судьбы складываются по-разному. Во времена Советского Союза было проще: его можно ругать за идеологию, но определенная социальная защита все равно ведь была.

Не могу обещать, что все члены союзов писателей получат корочку, о которой принято рассуждать. Мне кажется, тут главное не количество, а качество.

Возможно, что критерием, который мы возьмем за основной, станет спрос на книги. То есть, если ты писатель, твои книги должны покупать и у тебя есть трудовые отношения с издательством.

Но тут тоже возникают резонные вопросы. Да, с прозой и романами все понятно, но вот что делать с поэзией? Ведь очень многие хорошие поэты в настоящее время просто не могут издать книгу за счет издательства и привлекают какие-то средства со стороны. И что же теперь – поэтов не считать профессионалами?

В общем, вопрос о разработке профессионального стандарта для писателей по-прежнему открыт для обсуждения. Для профессионального разговора тут поле непаханое. И наша команда будет учитывать все нюансы, думать, что с ними делать.

Предполагаю, что разработка стандарта займет около года. Мы будем привлекать в рабочую группу самых разных людей, экспертов, представителей творческих союзов. Будем учитывать самые разные точки зрения и делать это максимально широко и демократично.

Закрыть